Игорь шаймарданов. Игорь Шаймарданов "Александру Сергеевичу хорошо!"

Вначале была зима. Нет, на самом деле, на дворе стоял сентябрь, но на картоне шел мокрый снег хлопьями, сгорбленный мужичок тащил сани с хворостом и сквозь ветви черных деревьев просвечивал дом в Полибино - большой, надежно-приземистый, теплый…

Двадцать пять картин, рассказывает сейчас Игорь Дмитриевич, словно «выплеснулись» за каких-то два месяца. Зимние забавы сменились летним чтением в траве, осенними прогулками под дождем. Потом героиня отправилась на прогулку в пушкинские Михайловское и Тригорское.

На картинах друг за другом появлялись псковский Кром и набережная Великой, стрелка Васильевского острова в Петербурге , потом Париж , Стокгольм .

Главная героиня нового цикла везде дана намеком, силуэтом, абрисом платья из XIX столетия - эдакий человек в пейзаже. Издалека смотрит на нее сам художник, а от зрителя она и вовсе отделена «сеточкой» из процарапанных по масляной фактуре цифр, математических формул, символов.

Технический прием, напрямую идущий от уже знаменитых шаймардановских «Михайловских царапок», срабатывает здесь совершенно иначе, нежели в пушкинских циклах художника, и…

- …Приближаться к персонажу иногда очень опасно, - неожиданно поясняет Игорь Дмитриевич. И на «коварный» такой вопрос, успел ли полюбить собственную героиню, пока писал ее в дождях, туманах, в солнечном свете, отвечает: - Полюбить? Нет. Но я ее оценил, проникся, очень удивился - вот как так, в глухой деревне девочка жила и вдруг увлеклась высшей математикой?


Если Пушкин - почти народный герой, близкий, почти родной, при том, что безусловный, недосягаемый гений, то в случае с Софьей Ковалевской - все совсем не так, чувствует Игорь Шаймарданов. Героиней популярной - в прямом смысле этого слова, от «народ» - Софье Васильевне никогда не стать: слишком далека она от нас, целиком принадлежит миру науки. Поэтому и новая серия - своего рода стаффажи, а еще точнее, опять процитируем художника: «…фантазии на тему той эпохи, того настроения».

Фантазии тем более достоверные, что все пейзажи, все виды Игорь Шаймарданов по своему обыкновению стремился передать максимально точно, выверяя свою живопись по старым, времен Софьи Ковалевской, изображениям и описаниям. И даже процарапанные на картинах символы тут прямо «работают на сюжет», напоминая о тех самых пресловутых листах с записями лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, которыми - случайно, из-за того, что обоев не хватило - были оклеены стены в детской будущей женщины-математика…


- Мне хотелось через пейзаж передать одиночество Софьи Ковалевской - гении всегда одиноки! - а еще ее необычность, особость. Захотелось представить, где она могла быть, что чувствовала, о чем думала в этих местах...


СПРАВКА «КП»

Жизнь и творчество петербургского художника Игоря Шаймарданова тесно связаны с Псковской землей. По окончании Санкт-Петербургской академии театрального искусства он работал в Псковском драмтеатре; в разные годы был главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в Михайловском.

Давно и плодотворно разрабатывает «пушкинскую тему» в графике и живописи, в том числе - с использованием собственного оригинального метода «процарапывания» иглой по маслу.

Многие работы Игоря Шаймарданова хранятся в собрании Государственного музея-заповедника «Михайловское».

Идея создать цикл картин о Софье Ковалевской, по словам художника, также родилась из его разговора с директором Пушкинского Заповедника Георгием Василевичем.

Репродукции картин предоставлены «КП-Псков» их автором.

В творчестве художника театра Игоря Дмитриевича Шаймарданова образ Пушкина играет ведущую роль. Герою посвящены десятки произведений и целые серии.

«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Все просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего.

Серия работ под названием «Ситцевый Пушкин» родилась вся сразу в едином ключе. Так появился деревенский Пушкин, отдыхающий среди цветущих лугов Михайловского, бредущий по окрестным полям, коротающий длинные ночи с няней… И увидавший своего зайчика под падающим снегом из белого ситцевого горошка, и романтично встречающий барышню среди кустов сирени… Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…». Игорь Шаймарданов.

Виртуальная выставка, приуроченная к 50-летию художника, представляет часть авторских произведений из собрания Пушкинского Заповедника. Это живописные работы на ситце и отдельные листы его серии «Михайловские царапки» и созданных в той же манере серий «Александр Сергеевич и Арина Родионовна», «Азбука Пушкиногорья». Каким образом происходит рождение «царапок»? Наметив общую композицию, автор процарапывает контур рисунка на мелованном картоне иглой, после чего в лист втирается масляная краска, выявляя процарапанный ранее рисунок. Листы повествуют о жизни Поэта в сельце Михайловском, какой сквозь столетия увидел и сочинил ее художник. Произведения Игоря Шаймарданова искрятся красками, они ироничны, добродушны, а главное – талантливы.

Игорь Дмитриевич Шаймарданов родился в г. Камбарке (Удмуртия) 7 февраля 1964 года. Окончил Нефтекамскую художественную школу, Йошкар-Олинское художественное училище, Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства. С 1995 г. работает как театральный художник. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. В 2008 и 2009 гг. был главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в с. Михайловском. Его работы хранятся в Пушкинском Заповеднике, Государственном музее А. С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт–Петербург), Музее-квартире В. В. Набокова (Санкт–Петербург), Псковской картинной галерее, частных собраниях.

Ну что же, начинаем праздновать. :-))
Представляю вам чудесный цикл картин художника Игоря Шаймарданова под названием "Псковская Масленица".

Шаймарданов Игорь Дмитриевич родился в 1964 г. в Удмуртии. Учился в художественной школе, художественном училище. После службы в армии учился в Санкт-Петербургской Академия театрального искусства, где в 1991 году защитил диплом сценографа. С 1995 г. работает как театральный художник. Оформил около 30 спектаклей.

В качестве художника-постановщика принимал участие в проведении городских праздничных мероприятий, фестивалей, карнавалов, и юбилейных торжеств.

Провел более 40 персональных выставок. Работает в жанре традиционной сюжетной живописи и графики. Член Союза Художников России. Член Союза Театральных Деятелей России.

Работы И.Д.Шаймарданова находятся в частных собраниях, "Фонде современного искусства", Пушкиногорском музее-заповеднике, музее-квартире Владимира Набокова, Бизнес-центре "Нептун", Всероссийском музее А.С.Пушкина на Мойке. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

На протяжении последних нескольких лет был главным художников Всероссийской Масленицы в Пскове.

Псков 2013 и Художник Игорь Шаймарданов April 24th, 2013

Уже третий год подряд в апреле я пишу в блог о поездке на весенние соревнования по спортивному ориентированию в Пскове. А ездим мы туда почти каждый год уже более 10 лет. В этом году поездка как всегда удалась. Было солнечно (за исключением субботнего утра), снега в лесу оказалось значительно меньше, чем ожидалось.

А написать сегодня я хотел вот о чем. Месяц назад я ездил бегать ориентирование и путешествовать в , а в прошедшие выходные во Псков. Так вот, в Пскове теперь все ощутимо дороже, чем в Италии. По крайней мере все услуги для туристов. Гостиницы, обед в ресторане, товары в магазине. Это странно и неприятно. К тому, что Псков дороже соседних Латвии и Эстонии, я уже успел привыкнуть, но Италии... Это как-то неправильно.

Уже который год мы останавливаемся в очень хорошей, но очень дорогой гостинице с красивым русским названием Old Estate (http://oldestatehotel.com). Мне там очень нравится, но цена в этом году уже достигла 5225 рублей за двухместный номер. Как-то дороговато для провинциального русского города, даже неудобно вслух такую цифру произносить. Цены на кафе/рестораны также очень близки к питерским, да просто точно такие же цены.

Поездка на выходные в Псков по цене уже почти равна неделе в четырехзвездочном отеле в Египте.

Однако город мне по-прежнему очень нравится. По не совсем понятной мне самому причине - это мой самый любимый русский город после Питера.

Постараюсь выдать по итогам поездки еще один “краеведческий” пост с фотографиями. А сегодня хотел показать вам картины художника Игоря Шаймарданова, которые висят в коридорах вышеупомянутой гостиницы Олд Эстейт.

Игорь Шаймарданов родился в Удмуртии в 1969 году, сейчас живет и работает в Петербурге, а в 90-х годах жил в Пскове. Шаймарданов - художник-примитивист. Вроде бы такие простые и незамысловатые “картинки”, почти карикатуры.

Но я смотрю на эти картины уже третий год, хожу по гостинице и любуюсь. Очень классно. Фотографии получились так себе, но все же...





Игорь Дмитриевич Шаймарданов родился в г. Камбарке (Удмуртия) в 1964 году. Окончил Нефтекамскую художественную школу, Йошкар-Олинское художественное училище, Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства. С 1995 г. работает как театральный художник. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. В 2008 и 2009 гг. был Главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в с. Михайловском. Его работы находятся в Пушкинском Заповеднике, Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт–Петербург), Музее-квартире В.В. Набокова (Санкт– Петербург), Пскове, частных собраниях.

В творчестве художника театра Игоря Дмитриевича Шаймарданова Пушкин играет ведущую роль. Герою посвящены десятки произведений и целые серии: «Ситцевый Пушкин», «Михайловские царапки», «Александр Сергеевич и Арина Родионовна»… Выставка «Александр Сергеевич и другие…» - это взгляд в прошлое, возможность окинуть единым взором более чем десятилетний период творческой биографии автора.
«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Всё просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего.

Серия работ под названием «Ситцевый Пушкин» родилась вся сразу в едином ключе. Так появился деревенский Пушкин, отдыхающий среди цветущих лугов Михайловского, бредущий по окрестным полям, коротающий длинные ночи с няней… И увидавший своего зайчика под падающим снегом из белого ситцевого горошка, и романтично встречающий барышню среди кустов сирени… Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…»



«Солнечный ветер». Ситец, масло, 94х71. 2001



«Сходитесь». Холст, масло, 90х70. 2001



«Пушкин на Черном море». Холст, масло, 70х60. 2001