Формирование европейского парламента. Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской комиссии Каким образом формируется европейский парламент


Часть II. Институциональная структура Европейского Союза


Глава 13. Европейский парламент

Европарламент, соотнесено этим Договором с институтом гражданства ЕС. Последнее является производным от нацио­нального. Им обладают все лица, состоящие в гражданстве го­сударств-членов. Правом избирать и быть избранным граждане Союза наделяются независимо от места их проживания на тер­ритории Союза. Это означает, что гражданин Франции, прожи­вающий на территории Италии и состоящий в гражданстве Союза, пользуется правом избирать и быть избранным на тех же основаниях, что и граждане страны его проживания. Прак­тика не только подтверждает факт участия в голосовании и пользования активным избирательным правом граждан одного государства-члена на территории другого государства-члена, но и знает случаи выдвижения и избрания кандидатов, состоящих в гражданстве другого государства - члена ЕС. Порядок осу­ществления права избирать и быть избранным устанавливается Советом, принимающим решение на основе единогласия по предложению ЕК и после консультации с Европарламентом. Общее число членов Европарламента равно 751 (750 +1). Ни одно государство не может иметь более 96 и менее шести мест в Европарламенте. Состав Европарламента и квоты отдельных государств фиксируются Европейским советом по предложе­нию Европарламента. Срок полномочий - пять лет. На основе специальной законодательной процедуры (СЗП) Европар­ламент устанавливает статус и общие условия отправления де­путатских полномочий.

Учредительные акты предусматривают введение единообраз­ного порядка проведения выборов в государствах - членах Сою­за. Соответственно, сам Европарламент разрабатывает проект нормативного акта, устанавливающего процедуру выборов. Он должен соответствовать демократическим принципам, которые являются общими для всех государств-членов. Первый такого рода акт был одобрен 20 сентября 1976 г. Согласно действующе­му ныне порядку решение о внесении изменений в избиратель­ную систему должно содержать рекомендацию, адресованную всем государствам-членам, в соответствии с которой одобрение акта о выборах должно быть осуществлено на национальном уровне в порядке, предусмотренном действующими конституци­онными процедурами.

До тех пор пока не принят единый избирательный закон, на уровне ЕС устанавливаются лишь общие принципы проведения выборов. Организация и процедура голосования регулируются


и каждом из государств-членов в соответствии с национальным избирательным законодательством. Во всех странах Союза вы­поры проводятся на основе пропорциональной системы. Это шачит, что каждая политическая партия или иная организация, допущенная к участию в выборах, выдвигает список кандидатов и получает количество мест пропорционально числу собранных голосов. Следует, однако, иметь в виду, что пропорциональная система выборов имеет ряд разновидностей и применяется не­одинаково в различных государствах - членах Союза. Так, во Франции в соответствии с действующим законодательством вся страна делится на восемь избирательных округов. Список, предлагаемый избирателям, должен включать количество кан­дидатов, равное числу мест, подлежащих замещению. В ряде стран при применении пропорциональной системы действует заградительная оговорка, например в ФРГ, во Франции, в Ис­пании и других странах. Свои особенности организации и про­ведения выборов, а равно подсчета голосов имеются практиче­ски во всех государствах - членах ЕС.

Каждое государство - член ЕС обладает в Европейском пар­ламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест в Европарламенте было ограничено Амстердамским договором 1997 г. количеством, не превышающим 700 мандатов. Ницц-ский договор 2001 г. в преддверии расширения ЕС довел это число до 732, ДР - до 751. Максимальная квота для одного го­сударства - 96, минимальная - 6.

Первые всеобщие прямые выборы в Европарламент прошли и 1979 г. Их периодичность соответствует сроку полномочий IЕвропарламента, который составляет пять лет. Последние пар­ламентские выборы, прошедшие в 2009 г., положили начало шестой легислатуре.

Условия неизбираемости или несовместимости мандата уста­навливаются по общему правилу национальным законодательст­вом государств-членов. Однако некоторые из постановлений, относящихся к несовместимости мандата, установлены норма­тивными правовыми актами Союза. Так, депутат Европарла­мента не может быть членом национального правительства, чле­ном ЕК, судьей Суда ЕС, СОЮ и СГС, генеральным адвокатом, секретарем Суда либо являться должностным лицом одного из институтов ЕС в период выполнения им своих обязанностей. Досрочная вакансия депутатского мандата может иметь место в

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

межгосударственный наднациональный политический орган, в котором представлены все страны Европейского Союза (ЕС). Депутаты ЕП избираются один раз в 5 лет прямым голосованием населения стран-членов. Число депутатов ЕП от каждой страны постоянное. Квота мест зависит от численности населения данного государства. Наиболее крупные страны - Великобритания. Италия, ФРГ и Франция - располагают 81 местом, Испания - 60, Нидерланды - 25, Бельгия, Греция и Португалия - по 24, Дания- 16, Ирландия - 15, Люксембург - 6. В настоящее время в ЕП избрано более 600 депутатов.

Создание ЕП стало важным шагом на пути к политической интеграции Западной Европы. Внутри ЕП\"депутаты объединяются не по признаку национальной принадлежности, а по партийным фракциям. Минимальное число депутатов, необходимое для создания политической группы, - 23 депутата от 1 страны либо 18 депутатов, если они представляют не менее 2 государств, и 12 -для представителей 3 и более государств. ЕП руководствуется в своей деятельности не только принципом консенсуса, но и принимает в расчет соотношение политических сил в парламенте и его комиссиях и, соответственно, давление той или иной политической группы на других парламентариев.

Депутаты ЕП голосуют лично. Их деятельность, как и депутатов национальных парламентов, не связана какими-либо инструкциями: императивный мандат запрещается. Мандат депутата ЕП совместим с членством в парламенте какого-либо члена ЕС. Однако депутат ЕП не может быть членом правительства государств, членом Комиссии ЕС, судьей, прокурором и секретарем Суда ЕС, членом Счетной палаты ЕС. консультативного комитета Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС), Экономического и социального комитета Европейского экономического сообщества

(ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), членом комитетов и органов, созданных на основании учредительских договоров названных сообществ, членом Административного совета и Комитета директоров Европейского инвестиционного банка, должностным лицом или служащим Европейских сообществ или связанных с ними специализированных органов. Кроме того, каждое государство-член может установить другие случаи несовместимости должностей с мандатом члена ЕП. На рассмотрение ЕП выносятся различные вопросы развития Европейского континента, главным образом ЕС, - от экономической, валютной и политической интеграции (в рамках создания единого внутреннего рынка) до охраны окружающей среды и соблюдения прав человека.

ЕП работает на основе принимаемого им регламента. Он имеет годичную сессию, продолжительность которой определяется самим ЕП на ежегодном собрании в марте. Кворум составляет /^ членов ЕП. Основными руководящими органами ЕП, в которых сходятся все нити принятия важнейших решений, являются председатель и Бюро, состоящие из председателя, 14 его заместителей и квесторов (с правом совещательного голоса). Бюро в расширенном составе включает также председателей политических фракций.

В ЕП созданы следующие комиссии:

Комиссия по иностранным делам и вопросам безопасности; Комиссия по сельскому хозяйству, рыболовству и сельскому развитию; Комиссия по вопросам бюджета; Комиссия по вопросам экономики, финансов и промышленной политики; Комиссия по проблемам энергетики, исследований и технологий; Комиссия по внешним экономическим связям; Комиссия по юридическим вопросам и гражданским правам; Комиссия по социальным делам, занятости и условиям труда; Комиссия по вопросам региональной политики, освоению территорий и отношениям с региональными и местными властями; Комиссия по вопросам транспорта и туризма; Комиссия по вопросам окружающей среды, здравоохранения и защите потребителей: Комиссия по вопросам культуры, молодежи, воспитанию и средствам массовой информации; Комиссия по вопросам развития и сотрудничества: Комиссия по вопросам гражданских свобод и внутренних дел;

Комиссия по бюджетному контролю;

Учредительная комиссия; Комиссия по регламенту, проверке полномочий и иммунитету; Комиссия по правам женщин;

Комиссия по рассмотрению петиций. ЕП может также создавать подкомиссии, временные комиссии и комиссии по расследованию, которые рассматривают специфические проблемы (наркомания , расизм, избыток сельскохозяйственной продукции).

Для решений ЕП достаточно простого большинства голосов депутатов, участвующих в голосовании. Вместе с тем в некоторых случаях необходимо квалифицированное большинство: для принятия внутреннего регламента - большинство всех членов ЕП; для вотума недоверия Комиссии ЕС - большинство списочного состава депутатов и 2/^ голосовавших. Для рекомендации о вступлении в ЕС новых членов или о заключении договора об ассоциации требуется абсолютное большинство голосов всех членов.

Формальные функции ЕП охватывают разработку законодательных положений; утверждение бюджета ЕС и контроль за его исполнением; контроль за деятельностью Комиссии Европейских сообществ (КЕС), Совета Министов ЕС;

определение политики ЕС. Легитим-ность ЕП упрочилась в связи с прямыми выборами. ЕП стал участвовать в принятии решений в сфере бюджета, формировании отдельных институтов. Начиная с 1986 г. акт об утверждении бюджета стал подписываться председателем ЕП. ЕП в порядке контроля вправе принять к обсуждению любой вопрос, имеющий, по мнению его членов, существенное значение. При этом нередко обсуждается политика отдельных стран, как входящих, так и не входящих в ЕС. Наиболее действенное средство контроля - право парламентариев задавать устные и письменные вопросы, вносить предложения о порицании, рассматривать жалобы об уклонении от обязательств и осуществлять контроль за исполнением бюджета. ЕП может вынести резолюцию о порицании КЕС побудить ее уйти в отставку, приняв такую резолюцию порицания большинством депутатов списочного состава при / -^ поданных голосов.

После заключения Маастрихтского договора расширены полномочия ЕП и в области прав человека. Он назначает Европейского омбудсмана. ЕП обладает полномочиями по рассмотрению петиций, т.е. запросов или жалоб, которые могут направляться любым гражданином страны, входящей в ЕС, индивидуально или совместно с другими гражданами практически по любому вопросу.

Бюджет ЕП предназначен для финансирования расходов,которые делятся на две основные группы: а) большая часть бюджета (60% от общей суммы) идет на

глобальное финансирование политики в области сельского хозяйства. Эти расходы именуются обязательными, и решающее слово по ним принадлежит Совету Министров; б) остальная часть бюджета служит для финансирования политики в других областях: социальный фонд, фонд регионального развития, проведение исследований, охрана окружающей среды, промышленность, энергетика, оказание различной помощи. В этой части ЕП может диктовать приоритеты и в определенной степени увеличивать кредиты.

\"Вследствие расширения полномочий ЕП в области бюджета и установления процедуры согласия возросло его влияние на деятельность Совета Министров. Процедура согласия, принятая Единым европейским актом в 1986 г., ограничила законодательное полновластие Совета Министров, В зависимости от обсуждаемых тем компетентные лица Совета Министров присутствуют на пленарных заседаниях ЕП. Как и члены Комиссии, члены Совета Министров должны отвечать на вопросы депутатов ЕП. Председатель Совета Министров, вступая в должность, излагает ЕП свою программу, а по окончании срока пребывания на посту отчитывается о полученных результатах.

Бойцова В.В., Бойцова\"Л.В.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ" в других словарях:

    На официальных языках … Википедия

    Был создан в 1957. Первоначально члены назначались парламентами государств членов Евросоюза. C 1979 избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции, которые представляют… … Википедия

    - (European Parliament) Демократическая законность (Democratic legitimacy) в Европейском Союзе (European Union), бывшем Европейском Сообществе, косвенно реализуется через встречи национальных министров в Совете, однако Европейский парламент (ЕП) в… … Политология. Словарь.

    ЕВРОПЕЙСКИЙ парламент, один из органов Европейского Союза. С 1979 избирается прямым всеобщим голосованием населения стран участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства (по итогам выборов в… … Современная энциклопедия

    Один из органов Европейского Союза. С 1979 избирается прямым всеобщим голосованием населения стран участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства (по итогам выборов в июне 1994 Германия… … Большой Энциклопедический словарь

    Финансовый словарь

    Европейский парламент - ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ, один из органов Европейского Союза. С 1979 избирается прямым всеобщим голосованием населения стран участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства (по итогам выборов в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Европарламент) консультативный и рекомендательный орган Европейского Союза. 626 депутатов Европарламента избираются путем прямых выборов на пятилетний срок. В рамках полномочий, предоставленных парламенту договорами, в т.ч. Договором о… … Юридический словарь

    ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ - ЕВРОПАРЛАМЕНТ. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ СОВЕТ ЕВРОПЫ … Юридическая энциклопедия

    Европейский парламент - (European Parliament), один из ин тов Европейских сообществ, заседает в Страсбурге или Люксембурге. В 1958 1979 гг. состоял из представителей парламентов стран участниц ЕС. С 1979 г. его члены избираются на 5 летний срок путем прямых выборов.… … Всемирная история

    Собрание из 626 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Европейский парламент: политико-правовое исследование: Монография , . В монографии прослеживается эволюция Европарламента как органа общеевропейского представительства, раскрывается механизм его функционирования, анализируется политика в условиях глобализации.…

Согласно ст. 190 Договора о Сообществе «представители народов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием». Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европейского парламента были внесены Договором о ЕС. Общее определение круга лиц, участвующих в голосовании и наделяемых правом избирать и быть избранным в Европейский парламент, соотнесено этим Договором с институтом гражданства ЕС. Оно является производным от национального. Им обладают все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Правом избирать и быть избранным граждане Союза наделяются независимо от места их проживания на территории Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на территории Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом избирать и быть избранным на тех же основаниях, что и граждане страны его проживания. Практика не только подтверждает факт участия в голосовании и пользования активным избирательным правом граждан одного государства-члена на территории другого государства-члена, но и знает случаи выдвижения и избрания кандидатов, состоящих в гражданстве другого государства -- члена ЕС. Порядок осуществления права избирать и быть избранным устанавливается Советом, принимающим решение на основе единогласия по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом.

Учредительные акты предусматривают введение единообразного порядка проведения выборов в государствах -- членах Союза. Соответственно, сам Парламент разрабатывает проект нормативного акта, устанавливающего процедуру выборов. Он должен соответствовать демократическим принципам, которые являются общими для всех государств-членов. Первый такого рода акт был одобрен 20 сентября 1976 г. Акт о выборах принимается Советом на основе принципа единогласия. Согласно действующему ныне порядку принятию решения должно предшествовать получение совпадающего позитивного заключения самого Парламента, которое одобряется большинством голосов его списочного состава. Решение Совета должно содержать рекомендацию, адресованную всем государствам-членам, в соответствии с которой одобрение акта о выборах должно быть осуществлено на национальном уровне в порядке, предусмотренном действующими конституционными процедурами.

До тех пор, пока не принят единый избирательный закон, на уровне ЕС устанавливаются лишь общие принципы проведения выборов. Организация и процедура голосования регулируются в каждом из государств-членов в соответствии с национальным избирательным законодательством. Во всех странах Союза, кроме Великобритании, они проводятся на основе пропорциональной системы. Это значит, что каждая политическая партия или иная организация, допущенная к участию в выборах, выдвигает список кандидатов и получает количество мест пропорционально числу собранных голосов. Следует, однако, иметь в виду, что пропорциональная система выборов знает целый ряд разновидностей и применяется неодинаково в различных государствах -- членах Союза. Так, во Франции в соответствии с действующим законодательством вся страна образует единый избирательный округ. Список, предлагаемый избирателям, должен включать количество кандидатов, равное числу мест, подлежащих замещению. В ряде стран при применении пропорциональной системы действует заградительная оговорка, например, в ФРГ и Испании. В ФРГ пропорциональная система выборов используется на основе многомандатных округов, образуемых в пределах земель. Свои особенности организации и проведения выборов, а равно подсчета голосов имеются практически во всех государствах -- членах ЕС. В Великобритании применяется мажоритарная система относительного большинства. Выборы проводятся на базе одномандатных округов и избранным считается кандидат, собравший относительное большинство голосов.

Каждое государство -- член ЕС обладает в Европейском парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест в Парламенте было ограничено Амстердамским договором 1997 г. в количестве, не превышающем 700 мандатов. Ницц-ский договор 2001 г. в преддверии расширения довел эту планку до 732. Согласно Протоколу о расширении ЕС, приложенному к этому Договору, к 1 января 2004 г., т. е. начиная с парламентской легислатуры 2004--2009 гг., число представителей, избираемых в каждом государстве, было определено в следующих размерах: ФРГ -- 991; Франция, Италия и Великобритания -- по 79 (87)2; Испания -- 50 (64); Нидерланды - 25 (31); Бельгия, Греция и Португалия -- по 22 (25); Швеция -- 18 (22); Австрия -- 17 (21); Дания и Финляндия -- по 13 (16); Ирландия -- 12 (15); Люксембург -- 6. Одновременно Декларацией о расширении ЕС, принятой на саммите в Ницце в декабре 2000 г., были предусмотрены определенные квоты мандатов для вновь вступающих государств. Польша -- 50; Чехия и Венгрия -- по 20; Словакия -- 13; Литва -- 12; Латвия -- 8; Словения -- 7; Эстония и Кипр -- по 6; Мальта -- 5. (В таблице фигурировали также Румыния -- 33 и Болгария -- 17, что давало в сумме 732 места. Однако их прием в ЕС отложен до 2007 г. Возможность перераспределения мест отнесена к компетенции Совета.) Приведенные цифры показывают, что предоставленная квота мест в Парламенте не вполне адекватна численности населения страны. Так, например, представительство в Парламенте со стороны ФРГ и Великобритании оказывается почти в 15--20 раз ниже нормы представительства Люксембурга. Очевидно, этими обстоятельствами продиктовано то, что ни в учредительных договорах, ни в других нормативно-правовых актах, относящихся к выборам и устанавливающих принцип всеобщего и прямого голосования, ничего не говорится о равных выборах. По Конституции общее число мест не должно превышать 750. Максимальная квота для одного государства -- 96, минимальная -- 6.

Первые всеобщие прямые выборы в Европейский парламент прошли в 1979 г. Их периодичность соответствует сроку полномочий Парламента, который составляет пять лет. Последние парламентские выборы, прошедшие в 2004 г., положили начало пятой легислатуре. Поскольку официальный прием новых государств в члены ЕС прошел 1 мая 2004 г., все они принимают участие в работе Парламента и формировании его органов и политических групп.

Условия неизбираемости или несовместимости мандата устанавливаются по общему правилу национальным законодательством государств-членов. Однако некоторые из постановлений, относящихся к несовместимости мандата, установлены нормативно-правовыми актами Сообществ и Союза. Так, депутат Европейского парламента не может быть членом национального правительства, членом Комиссии, судьей Суда ЕС и СПИ, генеральным адвокатом, секретарем Суда либо являться должностным лицом одного из институтов ЕС в период выполнения им своих обязанностей. Досрочная вакансия депутатского мандата может иметь место в силу кончины депутата, добровольной отставки независимо от мотивов и принудительной отставки, вызванной лишением депутатского мандата. Последнее решение выносится большинством голосов самими парламентариями. Замещение вакантного мандата производится на оставшийся срок полномочий.

Европейский парламент обладает однопалатной структурой. Он работает на постоянной основе. Сессии парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По просьбе большинства депутатов, Комиссии или Совета Председатель Парламента, консультируясь с Конференцией председателей, может созвать чрезвычайное заседание. По общему правилу заседания носят открытый характер. Стенографический отчет публикуется в Официальном вестнике ЕС. В начале каждой сессии депутатами утверждается программа работы. Основную массу времени депутаты проводят, однако, не на пленарных заседаниях, а участвуя в работе комитетов. Ежемесячно пленарные заседания, проводимые в Страсбурге (Франция), занимают одну неделю. Для заседаний комитетов, проходящих в Брюсселе (Бельгия), отводится не менее двух недель в месяц.

Работой Парламента руководит его Председатель, который избирается на половину срока самой легислатуры, т. е. на два с половиной года (последние выборы состоялись в 2004 г.

Председателем был избран депутат из Испании). Председатель руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Он может наряду с Председателем Комиссии и лицом, осуществляющим председательст-вование в Совете, участвовать в представительстве Сообществ и Союза. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента (квесторы имеют совещательный голос; ведают организационными, хозяйственными и финансовыми вопросами). Определением повестки дня и проведения прений в ходе заседаний ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов. Конференция председателей должна стремиться к достижению консенсуса по обсуждаемым вопросам. При его отсутствии проводится голосование с использованием взвешенных голосов. Их число зависит от суммы представляемых депутатов. Предусмотрено также функционирование Конференции председателей парламентских комиссий и Конференции председателей межпарламентских групп. Они обладают в основном совещательными функциями.

Маастрихтский договор 1992 г. (ст. 191) подтвердил принцип формирования в Парламенте политических групп, создаваемых не на основе национальной или национально-территориальной принадлежности, а на основе совместных политических интересов. Договор подчеркивает, что политические партии, создаваемые на европейском уровне, являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они должны способствовать формированию общего сознания европейцев и служить выражению политической воли граждан Союза. Той же поправкой включено положение, касающееся статуса политических партий и условий их финансирования. Соответствующий нормативный правовой акт принимают на основе процедуры совместного принятия решений. Порядок формирования парламентских политических групп определяется ст. 29 Регламента. Она устанавливает прямую зависимость обретения статуса политической группы от ее транснационального характера. Чем большее число стран представлено в составе политической группы, тем ниже порог численности. В легислатуре 1999-- 2004 гг. насчитывалось восемь политических групп. В их числе Европейская народная партия -- 232 депутата; Партия европейских социалистов -- 179; Европейская партия либералов, демократов и реформаторов -- 53; Партия зеленых -- 44; Конфедеративная группа левых Европейского Союза и зеленых левых Скандинавии -- 44; Союз национальных групп за Европу -- 22; Группа за Европу демократии и разнообразия -- 18. Неприсоединившихся депутатов было 32. Всего было замещено, по данным 2002 г., 625 мест из 626. Одно место оставалось вакантным. Очередные парламентские выборы состоялись в июне 2004 г. Как и в Парламенте предыдущего созыва, доминирующие позиции вновь заняли Европейская народная партия и Партия Европейских социалистов. На их долю приходится почти 2/3 всех мандатов.

Европейская народная партия и Партия европейских социалистов располагают абсолютным большинством мест в составе Европейского парламента всех последних созывов. Именно из представителей этих партий и замещаются главные руководящие должности в Европейском парламенте. Численность фракций предопределяет представленность в органах Парламента и количество взвешенных голосов, которыми располагает ее лидер при принятии решения голосованием на заседании Конференции председателей.

Решения самого Парламента принимаются по общему правилу абсолютным большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Оригинально решается вопрос о минимальной численности депутатов, необходимой для принятия решения. Презюмируется, что число присутствующих парламентариев всегда достаточно для проведения дебатов, решения вопроса о повестке дня и одобрения протокола. Что же касается общего кворума, необходимого для принятия решений по существу, его составляет присутствие в зале заседаний не менее 1/3 депутатов от всего списочного состава. Однако проверка кворума проводится только, если это потребуют не менее 32 депутатов. При отсутствии кворума решение переносится на следующее заседание. Специальные кворум и большинство требуются при вотировании бюджета, одобрении соглашений о присоединении, принятии порицания Комиссии и в некоторых других случаях. Так, для принятия позитивного совпадающего заключения по вопросу о нарушении государством-членом общих принципов, установленных ст. 6 Договора о ЕС, требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов депутатов, представляющих абсолютное большинство всего списочного состава депутатов.

Члены комиссий избираются на основе предложений и обычно пропорционально численности политических групп. Одновременно принимаются во внимание факторы географического порядка. Различают постоянные комиссии, специализированные временные комиссии и следственные комиссии. Комиссии, создаваемые на постоянной основе, образуются в зависимости от предметов ведения. Их состав и компетенция определяются Конференцией председателей. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя и генерального докладчика. Постоянные комиссии могут рассматривать как вопросы, переданные на их обсуждение по решению руководящих органов парламента, так и вопросы, вносимые в повестку дня по их собственной инициативе. Ни один существенно важный вопрос не должен решаться пленумом палаты без предварительного обсуждения в комиссии и заслушания ее доклада. Впрочем, заключение комиссии обязательным не является. Заседания комиссий образуют интегральную составную часть парламентской сессии. В легислатуре четвертого созыва было 17 постоянных комиссий. Их перечень и полномочия закреплены в приложении VI к Регламенту Парламента. Это комиссия по иностранным делам, правам человека, общей безопасности и оборонной политике (65 членов); бюджетная комиссия (45); комиссия по контролю за исполнением бюджета (21); комиссия по свободам и правам граждан, по делам юстиции и внутренних дел (43); по экономике и финансам (45); по вопросам права и по вопросам внутреннего рынка (35); по делам промышленности, внешней торговли, исследованиям и энергетике (60); по занятости и социальным вопросам (55); по Окружающей среде, здравоохранению и защите прав потребителей (60); по сельскому хозяйству и сельскохозяйственному раз-нитию (78); по рыболовству (20); региональной политике, транспорту и туризму (59); по делам культуры, молодежи, образования, средств массовой информации и спорту (35); по разпитию и сотрудничеству (34); по конституционным вопросам (30); по правам женщин и равенству возможностей (40); комиссия по петициям (30). Кроме того, на постоянной основе действует комиссия по проверке полномочий и протестов, приносимых на результаты выборов. Каждая из постоянных комиссий может создавать свои подкомиссии. Временные специализированные комиссии создаются по решению Конференции председателей на срок до 12 месяцев. Их задачи определяются в самом решении о создании комиссии. Работа такой комиссии завершается представлением итогового доклада.

Следственные комиссии создаются для расследования конкретных фактов или событий, связанных с обвинениями в правонарушении или ненадлежащем управлении, выдвигаемом против института или органа Сообщества, администрации государства-члена или любого иного лица, наделенного правом Сообществ полномочиями по его реализации. Работа комиссии носит строго закрытый и конфиденциальный характер. Однако сообщение о создании следственной комиссии обязательно публикуется в Официальном вестнике ЕС. Срок полномочий комиссии 12 месяцев. Он может быть продлен Парламентом дважды по три месяца. Итоговый доклад представляется Парламенту, публикуется и может стать предметом обсуждения на пленарном заседании Парламента.

Большинство обычных рутинных заседаний Парламента проходит при весьма низкой активности депутатов. Нередко на этих заседаниях присутствует всего лишь несколько десятков парламентариев. И только в тех случаях, когда обсуждаются наиболее важные и существенные вопросы или заслушиваются выступления руководителей Совета или Комиссии, зал бывает заполнен до отказа.

Об интенсивности работы Европейского парламента можно судить по статистическим данным. Ежегодно поводится семь очередных заседаний легислатуры: в январе, марте, мае, июле, октябре, ноябре и декабре. В ходе этих заседаний вотируются консультативные заключения, главным образом, содержащие предложения о поправках, адресованные Комиссии. Рассматриваются предложения на основе процедуры сотрудничества в первом и втором чтениях. Проекты, вносимые Советом в рамках процедуры совместного принятия решений, рассмотрение которых может иметь место в трех чтениях, требуют обязательного одобрения Парламента. Парламент вотирует также предложения о принятии совпадающей позитивной резолюции.

По характеру и предмету обсуждаемых проблем в последние годы зачастую на первом месте оказываются вопросы внешнеполитического характера. В период зимних заседаний 2002-- 2003 гг. за ними следовали вопросы сотрудничества в области внутренних дел и правосудия, сельского хозяйства и рыболовства, деятельности институтов, защиты прав потребителей, транспорта и связи, социальной политики и занятости, конкуренции и внутреннего рынка, экологии, образования и науки.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ (Европарламент), один из наднациональных политических институтов Европейского союза (ЕС). Создан в 1957 году в рамках европейских экономических интеграционных организаций (с 1967 Европейские сообщества). Порядок формирования и полномочия Европарламента, его структура и функционирование регулируются учредительными актами, внутренним регламентом, решениями, относящимися к организации и проведению выборов, а равно межинституциональными соглашениями, регулирующими сотрудничество Европарламента с другими институтами ЕС. Европарламент формируется путём всеобщих прямых выборов (на основе Акта о выборах 1976). Правом избирать и быть избранными пользуются граждане ЕС. Общие принципы применяемой избирательной системы определяются на уровне ЕС. Организация и проведение выборов регулируются на национальном уровне. Используется пропорциональная система представительства. Количество мест в Европейском парламенте, принадлежащих каждому государству-члену, определяется непосредственно учредительными актами и прилагаемыми к ним документами. Общее количество депутатских мандатов неоднократно пересматривалось в связи с расширением ЕС. Общее число (2007) депутатских мандатов 785 (максимально высоким числом мандатов обладают Германия, Франция, Италия и Великобритания; наименьшим числом - Люксембург, Кипр, Эстония, Мальта).

Европейский парламент - постоянно действующий орган. Пленарные заседания проводятся в его резиденции в Страсбуре; работа комиссий осуществляется в резиденции в Брюсселе; секретариат находится в Люксембурге.

В составе Европейского парламента образуются партийные группы (иногда именуются европейскими партиями), в них входят депутаты, представляющие родственные по политическим взглядам и идейным позициям национальные политические партии (8 партийных групп в 2007). Отдельную группу образуют неприсоединившиеся депутаты. Доминирующее положение в составе всех созывов Европейского парламента принадлежит Европейской народной партии и Европейской социалистической партии. Их представители занимают ведущие должности в органах Европарламента.

Работой Европейского парламента руководит председатель, который избирается из числа депутатов сроком на 2,5 года. Широко применяется практика, в соответствии с которой на одну половину срока выдвигается представитель от Европейской народной партии, на другую - от Европейской социалистической партии. Одновременно избираются заместители председателя Европейского парламента и квесторы, ведающие в основном организационными, административными и финансовыми вопросами. Повестка дня определяется конференцией (председатель Европейского парламента, руководители партийных групп, 2 представителя от независимых депутатов). В случае отсутствия согласия решение принимается большинством голосов, причём каждый член конференции обладает взвешенным количеством голосов, равным числу мандатов партийной группы, которую он представляет. В соответствии с регламентом учреждаются постоянные профильные комитеты Европейского парламента и формируются их руководящие органы. Процедурные вопросы, включаемые в повестку дня, предварительно обсуждаются на заседаниях постоянных комитетов Европарламента. Заключение комитета докладывается на пленарном заседании Европейского парламента, которое выносит окончательно решение. Предусмотрена возможность создания следственных комиссий. Они образуются на основе пропорционального представительства различных групп. В зависимости от рассматриваемых вопросов заседания могут носить как открытый, так и закрытый характер. Итоговый доклад следственной комиссии направляется пленуму Европарламента. Регламент предусматривает также функционирование конференции председателей постоянных комитетов и председателей групп, занимающихся вопросами взаимоотношений ЕС с третьими государствами. Документы этих органов носят в основном информационный характер. Досрочный роспуск Европейского парламента не предусмотрен.

Полномочия Европарламента в основном напоминают полномочия национальных парламентских учреждений:

1) участие в законодательном (нормотворческом) процессе. Организация зависит от применяемой процедуры принятия решений (при консультативной процедуре Европейский парламент даёт своё заключение, которое не носит обязательного характера; при применении процедуры сотрудничества Европейский парламент участвует в обсуждении проектов, предлагаемых Советом Европейского союза и Европейской комиссией. Возможно проведение нескольких чтений. Однако окончательное решение принадлежит не Европейскому парламенту, а Совету; при использовании процедуры совместного принятия решений проект считается принятым, если он одобрен в идентичной редакции Европейского парламента и Советом. Одобренный проект скрепляется подписью председателя Европейского парламента и председательствующего в Совете). Соответствующий нормативный правовой акт публикуется в журнале «Официальный вестник Европейского союза» и вступает в силу в срок, непосредственно указанный в этом акте, а при его отсутствии - на 20-й день после опубликования;

2) осуществление политического контроля за деятельностью Европейской комиссии (письменные и устные вопросы и постановка вопроса об ответственности комиссии). Действующие учредительные акты предусматривают возможность принятия резолюции порицания или отказа в доверии Европейской комиссии. В случае принятия такого решения комиссия обязана подать в отставку (даже угроза подобного решения может принудить комиссию подать в отставку. Это имело место, в частности, в 1999 году, когда достоянием общественности стали факты злоупотребления служебным положением и финансовые злоупотребления со стороны отдельных членов Европейской комиссии);

3) осуществление бюджетных полномочий. Европейский парламент обсуждает проект бюджета, подготовленный Европейской комиссией и представленный Советом ЕС. Возможности решения Европейского парламента зависят от того, идёт ли речь об обязательных или необязательных расходах. Однако Европейский парламент может отклонить весь проект бюджета в целом. Такого рода решения имели место в 1980 и 1985 годах. В этом случае Совет обязан представить новый проект бюджета, а до его принятия действует временный режим бюджетного финансирования;

4) осуществление внешнеполитических полномочий. Они в основном касаются принятия решений об одобрении (или неодобрении) подписанных соглашений с третьими государствами или международными организациями и решений о приёме новых членов. В этом случае применяется, как правило, процедура совместного положительного заключения. Она предусматривает возможность либо одобрения, либо неодобрения, но исключает внесение каких бы то ни было поправок и изменений в выносимое на утверждение соглашение. Европейский парламент может также оказывать воздействие на принятие и осуществление внешнеполитических решений, отказывая в одобрении соответствующего регламентарного акта (так было, например, при отказе от утверждения регламента, регулировавшего осуществление программы Тасис). Европарламент широко использует свои полномочия при обсуждении международных проблем; принимаемые резолюции обязательной силы не имеют.

По мере развития институциональной структуры ЕС полномочия Европейского парламента расширяются. Так, предусматривается существенное изменение законодательной процедуры и заметное расширение компетенции Европейского парламента с использованием процедуры квалифицированного большинства при принятии решений.

Европарламент поддерживает тесные связи с Федеральным собранием Российской Федерации; в частности, функционирует Комитет парламентского сотрудничества, являющийся совместным органом Европейского парламента и Федерального собрания Российской Федерации (по 30 членов).

Официальное наименование. Европейский парламент ведет свое про­исхождение от Общей ассамблеи ЕОУС, учрежденной в числе других институтов Парижским договором 1951 г.

Термин «ассамблея» был использован для обозначения аналоги­чных органов ЕЭС и Евратома. Однако в 1958 г. к тому времени уже единая Ассамблея Европейских сообществ провозгласила себя Пар­ламентской ассамблеей, а в 1962 г. - Европейским парламентом.

Термин «европейский парламент» был введен в учредительные договоры в 1986 г. Единым европейским актом и отныне является единственным официальным названием представительного института всего Союза.

Среди государств - членов ЕС наиболее близкая по характеру институция имеет место в Германии, где федеральную законодательную влать также осуществляют два самостоятельных органа: Союзный парламент (Бундестаг) и Союзный совет (Бундесрат), состоящий, как и Совет Европейского Союза, из представителей исполнительной власти (земельных министров). При этом в некоторых случаях (в соответствии первой Конституцией Германии 1871 г. это было общим правилом) Бундесрат может издавать законы в обход Бундестага.

Местонахождение. В соответствии с протоколом о местонахожде­нии институтов Союза официальной резиденцией Европарламента является г. Страсбург (Франция). Здесь же заседает и Парламентская ассамблея Совета Европы, с которой иногда путают Европейский парламент.

Аппарат Парламента (Генеральный секретариат) и его подраз­деления находятся в Люксембурге, а дополнительные заседания своей ежегодной сессии Европарламент проводит в Брюсселе, куда он неоднократно выражал желание переехать на постоянное место работы (чтобы «воссоединиться» с Советом и Комиссией)1.

Европейский парламент включает членов (депутатов), избираемых в каждом государстве-члене в соответствии с численностью населения, но не строго пропорционально (представительство небольших стран завышено).

Количество депутатских мест для каждой страны зафиксировано непосредственно в Договоре о Европейском союзе т.е. является «жесткой» нормой. ДЕС также устанавливает предельную численность депутатского корпуса- 751. Однако эта численность может времен­но превышаться в том случае, если в период очередной легислатуры Европарламента в состав Союза вступают новые государства-члены. Несмотря на существующую систему квот, депутаты Европарла мента не являются представителями отдельных государств-членов. Где бы ни был из­бран депутат, он считается представителем народов ЕС, вместе взя­тых, т.е. всех граждан Европейского Союза Представительный характер Парламента обусловливает наделение его депутатов свободным мандатом: они не связаны наказами своих избирателей (так как представляют все народы ЕС, а не только свой округ), не могут быть отозваны и голосуют в соответствии со своей совестью и убеждениями.

Статут 2005 г. также урегулировал вопрос о денежном содержании европейских депутатов, которое до сих пор выплачивалось из нацио­нальных бюджетов в размере, соответствующем жалованью нацио­нальных парламентариев (депутат Европарламента, избранный в Шве ции, получал столько же, сколько член шведского Риксдага, и т.д.). Подобная система приводила к дискриминации, так например, жалованье депутатов парламента Италии в несколько раз превышает жалованье членов Государственного собрания (парламента) Венгрии. Соответственно «итальянские» депутаты Европарламента оплачива­лись значительно более щедро, чем их «венгерские» коллеги.

Согласно Статуту 2005 г. жалованье депутатов Европарламента выплачивается из бюджета Европейского Союза и является единым (его сумма определена в размере 38,5% от оклада судьи Суда Европейских сообществ). Депутатам также гарантируется право на по лучение иных денежных пособий, в том числе в рамках пенсионного обеспечения, и компенсации расходов на депутатскую деятельность (подобные компенсации существуют уже многие годы, и Статут их вводит в более жесткие рамки).

Еще одна важная гарантия независимости и эффективной дея­тельности европейских парламентариев закреплена в Акте о прямых выборах Европарламента 1976 г. - несовместимость должностей. Согласно этому Акту депутатам, в частности, запрещается занимать должности в других институтах и органах Европейского Союза, вхо­дить в состав национальных правительств и парламентов.

Политические убеждения (точнее, партийная принадлежность), а не национальность определяют характер депутатских объединений в стенах Парламента. Как и в национальных парламентах, европей­ские парламентарии объединяются во фракции, называемые во вну­треннем регламенте Европарламента политическими группами. При этом политическая группа не может включать депутатов из одного- единственного государства.

4 ноября 2003 г. издан регламент Европейского парламента и Совета «О статусе и финансирова­нии политических партий на европейском уровне». Согласно регламенту от 4 ноября 2003 г. партия признается «функциониру­ющей на европейском уровне», если как минимум в одной четверти государств-членов:

а) ее кандидаты избраны в представительные органы на евро­пейском, национальном или региональном уровне (Европарламент, национальный парламент, региональные парламенты или ассамблеи), либо

б) за кандидатов партии на последних выборах в Европарламент подано не менее 3% голосов.

По своему составу политическая партия на европейском уровне может выступать как объединением граждан, так и союзом однород­ных политических партий, действующих в нескольких государствах- членах (например, «Партия европейских социалистов» объединяет национальные политические партии социал-демократической на­правленности).

2. Порядок формирования

Европейский парламент по праву называют самым демократическим институтом Европейского Союза. Все его депутаты избираются путем всеобщего прямого голосования граждан Европейского Союза. Тем самым обеспечивается непосредственное воздействие населения на политику надгосударственных институтов, а сохраняющиеся ограни­чения парламентских прерогатив рассматриваются как проявления «дефицита демократии» (он в последние годы стал заметно меньше, но все равно остается).

Вышеуказанный способ формирования Европарламента заложен Договором о Европейском сообществе 1957 г., дополненным в 1976 г. особым источником первичного права ЕС (см. § 5 гл. II) -Актом об избрании членов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием.

К числу важнейших положений Акта 1976 г. относятся:

1) избирательная система: на всей территории Европейского Союза депутаты Европарламента должны избираться на основании пропорциональной избирательной системы, которая по усмотрению государств-членов может выступать в виде системы единого пере­даваемого голоса (в Ирландии, на Мальте, а также в Северной Ир­ландии) или системы партийных списков (в остальных государствах- членах) ;

2) единые принципы избирательного права: всеобщее, прямое, свободное и тайное голосование;

3) возможность введения заградительного пункта, который, однако, ни в одном из государств-членов не должен превышать 5% поданных голосов;

4) несовместимость должностей: депутаты Европарламента не вправе совмещать свой мандат с работой в других органах Европей­ского Союза, а также в национальных парламентах и правительствах (см. выше);

5) единые сроки проведения выборов: по усмотрению государств- членов они могут проходить на протяжении четырех последних дней одной недели (с четверга по воскресенье), причем итоги оглашаются только после завершения голосования во всех государствах-членах. На практике выборы в Европарламент традиционно проходят в июне (последние состоялись в июне 2004 г.).

В выборах на территории каждого государства-члена имеют пра­во участвовать не только местные граждане, но и граждане других государств-членов, проживающие на его территории, причем речь идет как о праве избирать (активное избирательное право), так и о праве избираться (пассивное).

Соответствующий принцип закреплен в ДЕС (§ 2 ст. 19) и Хартии Европейского Союза об основных правах (ст. 39) в качестве одного из политических прав граждан Союза в целом.Срок полномочий Европейского парламента и депутатов, в него избранных, составляет 5 лет (§ 3 ст. 190 ДЕС). Досрочный роспуск не предусмотрен (такие предложения вносились при подготовке Ницц кого договора, но не получили поддержки).

3. Внутренняя организация

Внутренняя организация (структура) Европарламента находится в русле общих традиций представительных учреждений, хотя имеет некоторые специфические черты. Ее основными элементами служат руководящие органы, единоличные и коллегиальные: Председатель и его заместители, Конференция председателей и Бюро, а также пар­ламентские комиссии, квесторы и Генеральный секретариат.

Важнейшим источником права, регулирующим внутреннюю организацию, а также процедуру работы Европарламента, является его внутренний Регламент, который был принят впервые в 1953 г. и с тех пор неоднократно пересматривался.

В современной редакции этот объемный и детальный документ насчитывает свыше 200 статей, объединенных в 13 разделов.

А. Руководящие органы

Председатель - высшее должностное лицо Европарламента, ко­торое осуществляет руководство «всей деятельностью Парламента и его органов» (ст. 19 ВР). Председатель избирается депутатами из своего состава сроком на два с половиной года, т.е. на половину парламентской легислатуры 1 . Допускается повторное избрание на этот пост.

Помимо традиционных полномочий по руководству пленарными заседаниями (открывает и закрывает их, предоставляет слово депу­татам, объявляет об итогах голосования, применяет меры дисципли­нарных взысканий к депутатам и посетителям и т.д.) Председатель Европарламента выступает в качестве официального представителя возглавляемого им института в отношениях с другими органами ЕС, а также иностранных государств.

От имени Парламента его Председатель подписывает парламент­ские акты, в том числе бюджет Европейского Союза и тексты регла­ментов, директив и решений, принятых совместно Европарламентом и Советом (Председатель Парламента ставит подпись всегда первым, Председатель Совета - вторым).

Заместители председателя (вице-председатели), как и Предсе­датель, избираются депутатами из своего состава на 2,5 года с правом на переизбрание в дальнейшем.

Количество заместителей достаточно велико - 14. При их вы­боре определяется «порядок старшинства» (ст. 15 ВР): первый заме­ститель, второй и т.д. В соответствии с этим порядком заместители призываются к выполнению полномочий Председателя в случае его отсутствия (ст. 20 ВР). Если же вакансия становится постоянной, то исполняющим обязанности до избрания нового Председателя будет его первый заместитель (ст. 18 ВР).

Внутри корпуса заместителей председателя существует разделение труда. Например, два из них несут ответственность за отношения с национальными парламентами (ст. 24 ВР).

Вместе с Председателем заместители образуют первый коллеги­альный руководящий орган Европарламента - Бюро.

Бюро - это орган Парламента, на который возложено решение организационных, финансовых и технических вопросов его деятельно­сти. «Бюро регулирует финансовые, организационные и административные вопросы, касающиеся депутатов, внутреннюю организацию Парламента, его секретариата и органов» (ст. 22 ВР). В состав Бюро входят по должности 15 человек. Это вышеназванные Председатель и 14 его заместителей. С совещательным голосом в работе Бюро участвуют также квесторы (см. ниже).

Конференция председателей. В отличие от Бюро, которое может быть названо административным органом, Конференция председателей выступает как орган политического руководства работой Парламента. Именно Конференция председателей реша ет вопросы планирования законодательной и иной деятельности Парламента, определяет состав и компетенцию парламентских комиссий, решает вопросы взаимодействия Европейского парла мента с парламентами государств-членов (в этом ей подотчетны заместители председателя, ответственные за данный участок дея­тельности) и т.д.

В состав Конференции председателей входят руководители пар­ламентских фракций и самого Парламента, т.е. Председатель Евро- парламента и председатели политических групп (отсюда и название данного органа). Еще двух человек делегируют депутаты, не входящие ни в одну из групп («неприсоединившиеся»), но без права голоса. Количество членов Конференции председателей, таким образом, не является фиксированным (зависит от числа фракций).

В отличие от других коллегиальных органов Европарламента Конференция председателей должна стремиться найти консенсус по всем обсуждаемым ею вопросам, а если консенсус недостижим, то принимает решения взвешенным голосованием (в этом она похожа на Совет Европейского Союза). В данном случае количество голосов председателей фракций зависит от числа депутатов, входящих в их состав.

Кроме Бюро и Конференции председателей в структуре Европар­ламента функционируют и другие коллегиальные органы с консульта­тивными полномочиями: Конференция председателей комиссий и Кон­ференция председателей делегаций. Эти органы дают рекомендации Бюро и Конференции председателей по вопросам функционирования, соответственно, парламентских комиссий или межпарламентских делегаций, включающих депутатов Европарламента.

Б. Парламентские комиссии

Аналогично другим парламентам, в целях более эффективной и ком­петентной работы по обсуждению законопроектов и других вопро­сов, отнесенных к парламентской компетенции, из числа депута­тов в Европейском парламенте образованы комиссии (постоянные н временные) 1 . При этом, как и в законодательных органах Италии, Португалии и ряда других стран, ВР Европарламента (ст. 62) позволяет делегировать постоянным комиссиям право принимать решения по некоторым вопросам, отнесенным к ведению Парламента в целом.

Задача постоянных комиссий - предварительный анализ проек­тов решений, подлежащих принятию Европарламентом. До того как Парламент приступит к рассмотрению документа на своем пленарном заседании, его изучение проводит одна из постоянных комиссий, на­значаемая ответственной. Результаты изучения документа, поправки и рекомендации ответственной комиссии излагаются в ее докладе па заседании Парламента.

Система постоянных комиссий в общем соответствует системе предметов ведений и полномочий Европейского Союза, хотя и не копирует ее. После последних выборов 2004 г. Европейским парла­ментом было образовано 20 постоянных комиссий:

1) комиссия по иностранным делам;

2) комиссия по развитию (сфера ведения: «политика сотруд­ничества в поддержку развития» ЕС, в рамках которой Сообщество оказывает помощь развивающимся странам планеты в подъеме их жизненного уровня);

3) комиссия по международной торговле;

4) комиссия по бюджетам (компетенция: вопросы подготовки «общего бюджета Европейского Союза», а также бюджетов специа­лизированных органов Союза, наделенных правами юридического лица);

5) комиссия по бюджетному контролю;

6) комиссия по экономическим и денежным вопросам (компетен­ция: экономический и валютный (денежный) союз, включая правовое регулирование единой денежной единицы «евро»);

7) комиссия по занятости и социальным вопросам;

8) комиссия по окружающей среде, здравоохранению и безопас­ности продуктов питания;

9) комиссия по промышленности, научным исследованиям и энер­гии; .

10) комиссия по внутреннему рынку и защите потребителей;

11) комиссия по транспорту и туризму;

дительные документы, основополагающие принципы устройства и функционирования Европейского Союза);

19) комиссий, по правам женщин и равенству возможностей;

2 О) комиссия по петициям.

Временные комиссии Европарламента в отличие от постоянных образуются для изучения какого-либо отдельного вопроса. После представления доклада на пленарном заседании они прекращают свое существование. По общему правилу, мандат временных комиссий длится максимум год, но допускается его продление (ст. 150 ВР).

Среди временных комиссий особое место занимают следственные комиссии, существование которых прямо предусмотрено Договором о Европейском сообществе. Они могут учреждаться Парламентом с целью расследования предполагаемых «правонарушений или нару шений порядка управления в сфере действия коммунитарного права» (ст. 193 ДЕС). Предметом расследования могут выступать деятельность как органов Европейского Союза, так и «публичной администрации» государств-членов, иных уполномоченных лиц (ст. 151 ВР).

Следственная комиссия Европарламента наделена широкими полномочиями по сбору необходимых доказательств, в том числе правом вызывать и проводить допрос свидетелей, запрашивать у ор­ганов ЕС и государств-членов письменные доказательства (ст. 3 ре шения Европейского парламента, Совета и Комиссии от 19 апреля 1995 г. «О порядке реализации Европейским парламентом права осуществлять расследования»).

Формирование всех парламентских комиссий осуществляется по партийно-политическому признаку. Кандидатов в члены комиссий выдвигают фракции (политические группы), а также группа непри­соединившихся депутатов. Каждая фракция обладает в комиссии числом мест, примерно соответствующем ее доле парламентских мандатов (ст. 152 ВР). Персональный состав всех комиссий утверж­дается Европарламентом по предложению Конференции предсе­дателей.

Каждая комиссия обладает своей внутренней структурой. Внутри нее образуются подкомиссии. Руководящими органами комиссии яв­ляются ее председатель и бюро (председатель комиссии плюс три его заместителя), избираемые членами комиссии из своего состава.

В. Квесторы

Квесторы - это должностные лица Европарламента, которые «от­ветственны за выполнение административных и финансовых задач, непосредственно затрагивающих депутатов» (ст. 25 ВР). Квесторы в своей деятельности подотчетны Бюро Европарламента, в состав второго они входят с правом совещательного голоса.

Так же, как и Председатель, квесторы Европейского парламента избираются депутатами из своего состава на 2,5 года. Квесторов всего шесть, и между ними, аналогично заместителям Председателя, устанавливается «порядок старшинства».

Действующий ВР Европарламента возложил на квесторов новую важную задачу- ведение специального реестра финансовой и про­фессиональной деятельности парламентариев. С этой целью каждый депутатЕвропарламента обязан ежегодно направлять квесторам декларацию, включающую сведения о его профессиональной и иной оплачиваемой деятельности, и о доходах, получаемых в дополнение к жалованью парламентария от «третьих лиц» в связи с его полити- -ской деятельностью (ст. 2 приложения I к ВР).

К полномочиям квесторов также относится выдача пропусков лицам, «которые желают часто посещать местонахождение Парла­мента с целью предоставления информации депутатам в рамках их парламентского мандата». Среди указанных лиц в настоящее время немало лоббистов. Их доступ в здание Европарламента, соответствен­но, производится с согласия квесторов.

Генеральный секретариат

Генеральный секретариат представляет собой аппарат Европарла­мента. Его сотрудники должны обеспечивать нормальную работу Парламента в"целом и его членов (перевод документов, техническое обслуживание и т.д.)В отличие от рассмотренных выше подразделений сотрудниками Генерального секретариата являются не сами парламентарии, а лица, состоящие на гражданской службе Европейских сообществ (примерно 3500 человек). Они должны действовать беспристрастно и объектив­но, в интересах Парламента в целом и отдельных парламентариев независимо от политической принадлежности.

Генеральный секретариат подотчетен Бюро, которое назначает его руководителя - Генерального секретаря.