Занятие прогулка в зимний лес средняя группа. Прогулка в зимний лес план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему. Согрелись ладошки, горят и взаправду, а не понарошку

Ирина Чуксина
Конспект занятия в средней группе по теме «Прогулка в зимний лес»

ЦЕЛЬ : закрепить представление о зимнем времени года , познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой (образа жизни) ; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому.

Задачи :

1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы) . Активизировать и пополнить словарь детей. Познакомить с новым понятием «метель» .

2. Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления животных к зиме.

3. Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, трапеция, продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур; закреплять знания прямого счета в пределах пяти;

4. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим» .

Интеграция образовательных областей :

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительна работа с детьми :

Беседы о зиме (изменения в природе, одежде людей) . Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Рассматривание ледяных узоров на окнах. Работа по мнемотаблицам «Зима» , разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы. Считалки и загадки о диких зверях. Просмотр мультфильмов о зиме, о диких животных. Рассматривание репродукций о зиме, о животных.

Активизация словаря :

Вьюга, метель, гайна, дупло, берлога, дикие животные, зимняя одежда , корм для животных.

Чтение художественной литературы

И. Суриков «Белый снег пушистый» , «Зима» ; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» , «Жалобы Зайки» , С. Есенин «Поет зима – аукает.» , С. Маршак «Январь» , М. Садовский «Снегопад» , обр. М. Булатова «Зимовье» ,

Ход образовательной деятельности

Педагог : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

А теперь давайте подуем на ладошки и передадим хорошее настроение нашим гостям.

В : Воспитатель : ребята, посмотрите, у нас на полу что-то лежит, какой-то конверт. Как вы думаете, от кого он?

(Ребенок поднимает конверт, достает снежинку, на которой что-то написано).

Воспитатель читает :

«Дел у меня не мало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня?

Дети : зима!

В : Ребята, а как вы думаете, почему Зима прислала нам письмо. (Наступила зима.)

По каким приметам можно определить, что наступила зима.

Солнце светит, но не греет. Выпало много снега. Появились сугробы. Дни короче, чем ночи. На улице холодно, морозно.

В :Что я слышу? Какой сильный ветер.

Анимация вьюги.

Ветер, ты куда спешишь, Всё торопишься, летишь?

Да, я всё лечу, лечу, Вьюгу встретить я хочу.

Вьюга снежная зимою За моим окошком воет,

Ждёт, поёт и в дверь стучит, А без ветра - замолчит.

В. Ребятки, на улице холодно, морозно, ветрено. Давайте вспомним, что одевают, выходя на улицу?

Дети. Теплую шапку, зимний костюм , варежки, шарфик, валенки или сапоги.

(на магнитной доске собрать одежду)

В. Дети, давайте с вами совершим путешествие в зимний лес . Дружно закрываем глазки и :

Раз, два, три

В Зимний лес ты попади !

Слайды зимы.

Зимний лес

Зимний вечер , лунный свет.

В белый снег весь лес одет.

В белых шубах, в белых шапках,

И мороз им шепчет сладко :

Спи, березка, спи, сосна,

Жди, когда придет весна.

В : Как тихо в лесу. Как будто все уснуло. Деревья стоят голые, без листочков. Только сосны стоят зеленые.

Звуки дятла

В :Что за звуки мы слышим? Как зовут эту птицу? Что мы знаем о дятле. (лесная, зимующая) . Дети находят картинку с дятлом.

Каких еще зимующих птиц мы знаем? (Синичка, Снегири, Воробьи) .

Давайте их рассмотрим. (они кушают) .

А зимой птиц надо подкармливать в кормушках. Рассматривают кормушки и что можно насыпать птичкам.

Я смотрю, что вы немного устали, давайте отдохнем, разомнемся.

Ма-ма-ма- пришла снежная зима

Ег-ег-ег- все засыпал белый снег

Ки-ки-ки-любим мы играть в снежки

Оз-оз-оз щиплет щеки нам мороз

Лю-лю-лю –зиму снежную люблю.

В.: Ребята, продолжаем путешествовать по лесу. Мы пришли на поляну где живут лесные животные. Послушайте загадки.

1. Он хозяин леса строгий,

а поспать любит в берлоге.

Страшно может реветь

А зовут его (медведь)

Что делает медведь зимой?

Все верно, медведь все лето и осень накапливает жир, а потом засыпает в берлоге на целую зиму. Так он зимует до весны.

2. Быстрый маленький зверек

по деревьям скок да скок (белка) .

белка зимой меняет рыжую шубку на серую. Она пушистая, теплая. Любит белочка прыгать с ветки на ветку. Кто скажет, где живет белочка, как ее домик называется? (дупло, гайна) чтобы зимой не голодать белка готовит запасы : грибы, ягоды, орехи. А когда зима морозная и кончаются запасы, она перебирается ближе к людям.

3. Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (лиса)

Шубка у лиса какая? (рыжая, пушистая, теплая) . Зимой она любит охотиться за мышами, зайчиками.

4 Зимой белый – летом серый. (заяц)

зимой зайка меняет шубу с серой на какую? Правильно, на белую? Как вы думаете, почему? Трусливый заяц прячется по кустам.

физкультминутка

Мы пришли в зимний лес дети шагают по кругу, кружатся

Сколько здесь вокруг чудес вокруг себя

Снежинки в небе кружатся, и приседают

На землю красиво ложатся

Вот и зайка проскакал скачут, как зайки

От лисы он убежал

Серый волк по лесу рыщет, изображают волка

Он себе добычу ищет

Лишь медведь в берлоге спит, изображают спящего медведя

Так всю зиму и проспит

Пролетают снегири делают взмахи руками,

Как красивы они двигаются друг за другом

В лесу тишина и покой шагают на месте

А нам пора уже домой

В. ; Вот мы и вернулись в группу . Ребята, где мы с вами побывали. Вам понравилось наше путешествие?

В : Зима – чудесное время года. О нем много написано стихов, сказок; многие художники нарисовали красоту зимы.

Слайды художников.

Мы с вами тоже знаем стих о зиме. Давайте их прочитаем.

И. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес - что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

Круглый год. Январь

С. Маршак

Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

В : Ой, ребята, к нам прилетела еще одна снежинка. Зимушка- Зима хвалит вас за ваши знания о ней. Она высылает нам подарок, но чтобы его получить, нужно нам найти ее друга снеговика. (Дети собирают снеговика из приготовленных заготовок) .- это первое задание. Второе – сюрприз лежит под зеленым деревцем, на котором сидят 5 птиц- 2 снегиря и 3 синички.

Дети находят сюрприз.

В.: Молодцы.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Прогулка в лес» «Прогулка в лес» Цели: Уточнить и расширить представления детей о зоопарках, продолжать учить слушать и узнавать голоса птиц, закрепить.

Интегрированное занятие по обучению грамоте и развитию связной речи «Прогулка в зимний лес» в подготовительной группе Цель: усвоение понятий: гласный звук, согласный звук (твердый и мягкий). Задачи: 1. Закреплять умение выделять гласный звук в середине слова.

Конспект НОД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес» Конспект НОД В первой младшей группе «Прогулка в зимний лес» Мусорина Татьяна воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Сказка». Конспект НОД в первой.

Конспект образовательной деятельности по познавательно речевому развитию во второй младшей группе «Прогулка в зимний лес» Цель:Упражнять детей в составлении коротких описательных рассказов. Задачи:Образовательные:-Пополнять знания детей о жизни зверей в зимний.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Прогулка по лесу» Тема: «Прогулка по лесу»Форма совместной деятельности: комплексная НОД. Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект занятия

по образовательной области: Ребёнок и природа

для детей 4-5 лет

«Прогулка в зимний лес»

Программное содержание:

Расширять представления детей о диких животных, сезонных изменениях в жизни животных; развивать желание заботиться о них;

Закреплять представления о правильном поведении в лесу;

Развивать внимание, память, мышление, речь;

Воспитывать бережное отношение к природе, живым существам, к их среде обитания.

Материал и оборудование:
Игрушки большие по 1 штуке каждого животного (заяц белый, медведь, белка), игрушки-силуэты бельчонка, зайчонка, медвежонка, лисёнка.
Продукты (имитация) мёд, морковь, орехи, мясо; картинки (малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, морковь, капуста, ветки).
Декорации: берлога, дерево, дупло, куст.
Шапочка волка.

TCO:

Магнитофон, кассета (диск) с записью воя волка.

Предварительная работа:

Рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений о животных,
- беседы о зиме.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети, какое сейчас время года? (зима) (стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили, да и снег выпал и засыпал всю землю) Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, лепили снеговика, катались с горки, наблюдали, как старшие дети катаются на лыжах. Весело детворе в городе. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?
- Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?
- Почему плохо? Почему хорошо?
- Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник. Лесники заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время и отправимся в зимний лес, но сначала давайте выберем те продукты, которые помогут нам накормить лесных зверей.

Игра «Кто что ест»

Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением пищи животных и «угостить» диких животных. Что ест медведь? (Рыбу, малину, мёд.) Что ест заяц? (морковь, капусту, кору с веток кустарников) Что ест волк? (Зайца, мышей, диких кабанов) Что ест белка? (грибы, орехи, шишки).

Воспитатель: Ну, что ребята отправляемся в путешествие в зимний лес, но сначала я хочу выяснить, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Игра «Можно - нельзя»

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно ее высказывания. Если воспитатель говорит правильно, дети должны кивать головой и отвечать «да-да-да», если допускает ошибку - топать и говорить «нет-нет-нет».

Можно дышать лесным воздухом? (да)

Можно кричать в лесу? (нет)

Можно бросать мусор? (нет)

Можно жечь костёр? (нет)

Можно любоваться деревьями? (да)

Можно ломать деревья? (нет)

Воспитатель: -Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправляться в дорогу.

Друг за другом поскорее становитесь, детвора

На прогулку в лес сегодня отправляться нам пора.

Воспитатель включает музыку. Дети шагают, имитируя движения

Мы шагаем, мы шагаем,

Кверху руки поднимаем

В стороны их разведём,

Вниз опустим и пойдём.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым,

Поднимай повыше ногу-

Проложи себе дорогу.

На лыжах мы заскользим,

Друг за другом побежим.

Эй, дружок, не зевай

Да от нас не отставай.

Воспитатель: - Ребята, вот мы и очутились в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Тихо, беспробудно.

Воспитатель: -Ой, ребята, кто это? Я его не узнаю.

Комочек пуха, длинное ухо.
Летом - серый, зимой белый. (Заяц)
- Ой, действительно заяц, а почему он белый? Что случилось с ним?
Воспитатель: Ребята,
- А почему заяц белую шубку надел?
- А где зимой прячется зайчик? Почему?
- Что делает зайчик днем?
- А вечером?
- Чем питается зайчик зимой?
Давайте мы зайчика угостим морковкой и пойдем дальше.

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? Ой, а здесь чей то домик? (все подходят к дереву, на дереве дети видят дупло)
-Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек,
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей,
Все проворней и быстрей. (Белка)

Воспитатель:
- Правильно, это белочка. Посмотрите, какой домик сделала себе белочка на зиму. Скажите, для чего ей такое прочное и теплое гнездышко?
- Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.
- Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
- Куда прячет белка свои припасы?
Давайте мы белочку угостим шишками.

Воспитатель: - А это что за горка?
- Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:
Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает? (Медведь)

Воспитатель:
-Правильно, медведь.
Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь-
Тихо, тихо - не шуметь.
- Что делает медведь зимой?
Давайте подставим ладошки: чувствуете - тепло, медведь дышит.
- А что любит есть медведь? А что медведь ест зимой?
- А если вдруг медведь зимой проснется, что тогда будет?
Давайте оставим здесь мед, чтобы медведю было чем полакомиться, если он вдруг проснется зимой.
Идем дальше.

Воспитатель: - Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько здесь много снега и чьи-то ушки виднеются.

Игра «Чьи ушки и хвостики»
Снегопад засыпал всех животных. Остались видны только ушки и хвостики. Узнайте животных. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк)

Игра малой подвижности «Найди свой дом»

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько малышей на полянке. Они заблудились и очень расстроены, т.к. не могут попасть в свои дома. Помогите, пожалуйста, малышам попасть в свои домики (маленькие игрушки-силуэты: медвежата, зайчата, бельчата, лисята) детям необходимо разместить малышей около норы, берлоги, куста, дупла на картине-схеме).
- Замечательно, ребята, все правильно сделали. Иногда в помощи человека животные очень нуждаются.

Воспитатель:
Тихо. Кажется, слышу какой-то голос (звучит запись). Кто это?
Это дети воет волк. Волк - крупный, сильный, ловкий, неутомимый хищник. Он обитает в различных условиях и предпочитает открытые пространства, там ему легче преследовать добычу. А воет он, когда голоден, и чаще это бывает зимой, когда мало пищи и холодно. Но такое случается и в другие времена года.
Добычей волка служат различные крупные животные такие, как олени, лоси, кабаны. А давайте, чтобы он стал немного добрее, накормим его. А что он ест? Не он ли потерял шишку? (Нет, белка).
А кто самый смелый? Выберите те продукты, которые может есть волк. (Дети выбирают и кладут рядом с волком).
Ну, теперь он стал сыт и значит добрее.

А давайте на этой полянке поиграем с волком в игру "Волк и зайчата ".
Ловко прыгают зайчата

Прыг да прыг, скок да скок

Быстро зайцам бегать надо

Чтоб не скушал серый волк.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы видели в лесу

Игра «Добавь слово»

Побывали мы в лесу, повстречали там … лису

Глубоко дупло - не мелко, в нем в тепле ночует…. белка

Возле этой ёлки бродят злые… волки

Беленький да маленький под кусточком … заинька

Начал громко он реветь узнаёте? Я - …. Медведь.
Как можно их назвать одним словом? (Животные)
А какие это животные? (дикие)
А почему они так называются? (потому, что они живут в лесу, а не с человеком и сами заботятся о своем питании).

Воспитатель:

Нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте, ребята, попрощаемся с зимним лесом и его обитателями. Я предлагаю вам оставить в лесу на пушистой ёлочке волшебные снежинки-пожелания.

Воспитатель раздаёт детям снежинки, дети подходят к ёлочке говорят своё пожелание лесу и его обитателям и оставляют снежинки на ветках ёлки.

Затем дети с воспитателем, имитируя ходьбу на лыжах « возвращаются» в детский сад.

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования. НМУ «Национальный институт образования», 2012

2.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст): пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. Н. Казаручик. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2005.- 88 с.: ил.

3.Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.- Мн.: УП «Технопринт»,2005.- 228 с.

4. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб,: «Детство-пресс»; 2002. - 160 с.

5. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: «Асар» - 1999 - 128 с.: ил.

6. Николаева, С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. - 48 с.

7. Лобынько, Л. В. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова.- Минск: ИВЦ Минфина,2009.- 280 с.

Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Прогулка в зимний лес». Материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к родной природе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме «ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Интеграция областей «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».
Программное содержание:
1) Создать у детей образ леса, лесных зверей различными видами искусства; вызвать эмоциональный отклик. Обогатить словарный запас: - зимний лес, деревья -голые, развесистые, заиндевелые, заснеженные. Снег - пушистый, мягкий, глубокий, рыхлый. Заяц белый, пушистый, трусливый, быстрый, осторожный. Лиса – длиннохвостая, хитрая, рыжая. Спящий медведь, берлога.
2) Продолжать учить внимательно слушать музыкальные произведения, чувствуя их характер; выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.
3) Учить детей нарезать и наклеивать ёлку (предмет из нескольких частей). развивать технические навыки, воображение, творческие способности.
Материал: мольберты, картины с пейзажем зимнего леса, альбомные листы, кисточки с клеем, салфетки, клеёнки, ножницы. Квадратики для ёлки, шапочки зайцев и медведя, бревно, пенёчки, колокольчик.

Ход занятия.

Дети свободно входят в зал, здороваются со взрослыми. Воспитатель объясняет детям, что занятия они сегодня проведут в «зимнем лесу». Наше занятие так и называется: «В зимнем лесу».
В зимнем лесу много снега, мы можем добраться до лесной поляночки только на саночках: (под пение взрослых или музыкального руководителя песни «Саночки» музыка Филлипенко) – дети с воспитателем объезжают по кругу и останавливаются на полянке.
Воспитатель обращает внимание на картины с пейзажем зимнего леса. Вопросы:- Какие стоят деревья в лесу? Какой снег? Что вы можете сказать о лисе, которая что- то ищет в лесу? Какая она? А что делает зимой медведь? А кто знает стихи о красоте зимней природы? (чтение стихов: Токмакова «Снег», Дрожжина – «Улицей гуляют» Есенина – «Берёза».
Посмотрите, а на этой поляне зайчики! Какие они? Давайте посидим на поляне на брёвнышках и пенёчках (садятся). Загадка от зайца.
Музыкальный руководитель:- Сегодня, ребята, мы послушаем знакомую вам песню. Эту песню написал композитор Красев, называется она «Песенка зайчиков». Песенка подвижного характера. Музыка и песня расскажут вам о весёлых, быстрых, радующихся приходу зимы зайчиках. Им очень весело прыгать по лесной полянке, они охотно собираются в гости друг к другу. Послушайте её и скажите какой характер у этой песни; какие зайчики в этой песне?
Слушание: - «Песенка зайчиков» музыка Красева. Вопросы:- Какой характер, какие зайчики, как называется эта песенка?
Воспитатель: - Отдохнули на лесной поляне, а теперь дальше поедем по зимнему лесу. (дети переходят цепочкой под пение взрослых на другую сторону зала). Там стоят столы, приготовленные для аппликации. Посмотрите, ребята, здесь совсем другая поляна. Пустая, нет ни одного деревца. Негде спрятаться от холода и голода птицам и зверям. Давайте на этой поляне посадим много ёлочек. Садитесь за столы. Как вы думаете, какого цвета будут наши ёлочки? А вырезать мы их будем из квадрата. Его надо разрезать с угла на угол по диагонали, и получится у нас, что? Правильно – треугольники. Их нужно наклеить один на другой, чтобы получилась ёлочка. Кто покажет, как из квадрата получить треугольники? С чего вы начнёте работу?
В процессе самостоятельной работы детей, воспитатель следит за правильным пользованием ножницами, за расположением деталей ёлочки.
Кто наклеил ёлочку наводит порядок на столе и правильно садится.
Анализ: (дети встают около столов сбоку, чтобы воспитателю было видно работы товарищей)- Посмотрите ребята, какая красивая поляна получилась у нас. Какие ёлки здесь выросли? (большие и маленькие, пушистые и зелёные)
Чем вам нравится наша поляна? Да, дети, теперь на этой поляне смогут укрыться от ветра и мороза птицы и звери, которые зимой живут в лесу. (Можно разместить на ёлках и под ёлками силуэты птиц и зверей)
Дети, на нашу поляну вышел мишка, он хочет с нами поиграть. Игра: «Зайцы и медведь»
Дети, мы сегодня провели прогулку в зимний лес. Слушали «песенку зайцев», играли с мишкой, украсили снежную поляну ёлочками.
Что вам больше понравилось в занятии? Почему?
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №60

Конспект НОД в области «Коммуникация»
в средней группе
«Прогулка в зимний лес»

подготовила
воспитатель
Морозова Р.Ю.

г. Апрелевка
2013

Цель. Расширять знания детей о времени. Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Знакомить с понятием «родственные слова». Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима». Совершенствовать фонематическое восприятие. Нормализовать общую и мелкую моторику рук. Развивать мышление, внимание, память. Материал. Игрушка: ёж. Конверт с письмом. Пособие «Лесенка противоположностей». Корзина. Три пенька. Снежинка и солнышко.

Ход НОД
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я сегодня пришла в детский сад и обнаружила возле двери вот это письмо. Посмотрите, вот оно, очень странное письмо. Ёжик пишет нам его. Надоело Ежу спать, Хочет с нами поиграть. Пишет: «В гости приходите, помогите мне друзья, ведь зимы не видел я. Найдете меня в зимнем лесу за самым высоким пеньком.
Воспитатель. Ребята, поможем Ёжику увидеть зиму? (да) для начала давайте вспомним про зиму. Я вам буду загадывать загадки, а вы
слушайте внимательно каждую до конца и только потом говорите отгадки.
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила
Ни ведерка, ни кисти, ни рук, Но побелила всю землю вокруг. Скатерть бела всю землю одела.
(снег)(зима)

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Как будто белой скатертью
Он крышу застелил.
В серебряные шубы
Нахмурилось небо
Деревья нарядил. (Снег)
Наверно, не в духе!
Летают, летают
Белые мухи. (Снежинки)

Молодцы, хорошо умеете загадки отгадывать! А вы знаете, какое сейчас время года? (зима)
Почему вы так считаете? (на улице выпал снег)
А какая погода бывает зимой? (холодная)
Как вы думаете, какого цвета зима? (белого)
Почему же она белая? (потому что все вокруг покрыто белым снегом)
В какие игры играете зимой? (в снежки, катаемся на санках и лыжах)
как хорошо, что вы так много знаете о зиме!
Давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Встаньте поближе друг к другу, возьмитесь крепко за руки, закройте глаза.

Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил,
В зимний лес переместил.

Воспитатель. Теперь откройте глаза. Мы оказались в зимнем лесу. Как красиво на поляне - всё здесь укрыто снегом.
Скажите, какой бывает снег? (белый, пушистый, чистый, воздушный, холодный, искристый)
Интересно, где же мы будем искать Ёжика? Вспомните, ребята, где он сказал, будет находиться? (за самым высоким пеньком)
Ёж. Здравствуйте! Раз уж вы меня разбудили, давайте поиграем!
Проводится упражнение на формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Дети повторяют слова за педагогом и выполняют соответствующие движения.
Ёж с ежатами.
Под огромною сосной
На полянке, на лесной,
Бег на носках. Произносить звуки ФРР-ФРР-ФРР

Куча листьев где лежит,
Ёж с ежатами бежит.
Бег в полуприсиде на носочках, руки в упоре на бедрах, спина круглая.

Мы вокруг все оглядим,
на пенечках посидим,
Присесть, вытягивая шею вверх.

А потом все дружно сядем
И иголки всем покажем.
Присесть с упором на кисти рук, голову опустить, спина круглая – «Показываем иголки»

Показали, показали
И домой все побежали.
Бег на носках. (Автор Е.Н. Вареник)
Ёж. Ой, а какое сейчас время года? Почему всё вокруг белое? Зима?! Что это такое?
Воспитатель. Ёжик, мы тебе расскажем о зиме. Ты будешь составлять предложения о весне, а дети - о зиме.
Ёж. Весной земля покрыта зелёной травой. А зимой? (снегом)
Весной на деревьях зеленые листья. А зимой? (нет листьев)
Весной вода в озёрах и в реках тёплая. А зимой? (холодная)

Воспитатель. Зимой холодно, всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте с Ёжиком поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивать в рифму.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег)
А с небес летят пушинки-
Серебристые (снежинки)
На посёлок, на лужок
Сыплет беленький (снежок)
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка (снегурка)
На снегу - то посмотри,
С красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю укутал (снег) (Автор Лопухина И.)Воспитатель. Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их. На какое слово они все похожи? (снег)
Воспитатель. Верно. Во всех этих словах есть общая часть - снег. Эти слова называются родственными. Как от снежных слов стало холодно! Наши пальцы замёрзли, давайте мы их согреем. Дети делают глубокий вдох, затем - выдох: «Х-х-х-х».
Воспитатель. Садитесь на стулья, посмотрите, сколько снежинок вокруг. И каждая снежинка волшебная, подниму любую, послушаю, что она мне на ухо шепнет. Эта снежинка предлагает поиграть в игру «Зима-весна», (раздает детям солнышко и снежинки).
Воспитатель. Я буду говорить предложения, если они о весне, вы улыбнётесь и поднимите вверх весёлое солнышко, а если о зиме удивитесь, и поднимите снежинку.
Начал таять снег.
Малыши дружно лепят снеговика.
На поляне начали расцветать одуванчики.
Маша и Миша взяли санки и побежали кататься с горки.
Прошёл дождь, и над рекой появилась радуга.
На улице морозно, дует холодный ветер.
Воспитатель. Молодцы, солнышки и снежинки поднимали правильно, ни разу не ошиблись.
Воспитатель. Теперь садитесь на ковёр, давайте быстро поднимемся по этой лесенке вверх. А снежинка и солнышко нам в этом помогут. Внимание! Я начну предложение, а вы закончите, если все предложения доскажете правильно, солнышко и снежинка быстро окажутся на верху лесенки. Но отвечать всем вместе не нужно.
зима холодная, а весна (тёплая)
зимой люди надевают шубы, а весной (платье, футболки)
Зимой идёт снег, а весной (дождь)
зимой медведь спит, а весной (ходит, бродит)
Зимой заяц белый, а весной (серый)
Зимой деревья стоят голые, а весной (на деревьях зелёные листья)

Воспитатель. Какие же вы молодцы! Снежинка и солнышко быстро оказались на самом верху лестницы.
Дети, а вы рады, что оказались в зимнем лесу. Почему зимой хорошо? (зимой очень красивая природа. Можно кататься с горки, на лыжах и на санках).
Но зимой может быть и плохо почему? (холодно, можно замёрзнуть и заболеть, когда сильный мороз нельзя гулять)
А весной чем хорошо? (Тепло, ярко светит солнце)
А чем плохо? (когда бывает очень жарко можно получить солнечный удар)
Воспитатель. Какие вы умные! Занятие сегодня было очень интересное. А вам оно понравилось. Выслушать мнение каждого ребенка.
Теперь возьмите эти листы бумаги, и мы с вами в группе нарисуем зимние пейзажи и отправим их Ёжику, думаю, ему очень понравится. И ещё, ребята, Ёжик просил передать вам угощение - вкусные и полезные яблоки! Давайте, поблагодарим его, скажем дружно: спасибо!

Список использованной литературы

Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.- М.: «АРКТИ», 2004.

Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» № 166

г. Кемерово

Савельева Елена Николаевна ,

учитель – логопед

Тема: «Прогулка в зимний лес»

(конспект занятия-игры по логопедии в средней группе)

Цель: Создание игровой ситуации, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизация и актуализация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя.

Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной моторики, координации движения, творческого воображения. Обучение детей приемам эмпатии.

Воспитательные задачи:

Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе. Воспитывать совершенное чувство прекрасного от общения с природой.

Предварительная работа:

На познавательных занятиях проводится беседа об образовании снежинок (из водяных капелек), о форме снежинок (у них всегда 6 концов). Дыхательное упражнение «Снежинки» (координация речи с движением, развитие воображения). Н.В. Нищева (конспекты логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР).

Слушание музыки: «Уж ты, зимушка-зима», симфония П.И. Чайковского «Зимние грёза», пьесы из цикла «Времена года».

Изобразительная деятельность: рисование елочки в снегу, снежинки.

Чтение художественной литературы о зиме: рассказ про зайца.

Стихи: предлагаемые Н.В. Нищевой. «Зима пришла», «Снежинки», «Первый снег», «Всё злее…..», загадки о зиме, зимних забавах.(Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.-55-56 c.)

Игры и упражнения: Н.В. Нищева «Снежная баба» (координация слова с движением, развитие творческого воображения), пальчиковая гимнастика: «Снежок» (координация речи с движением, развитие воображения).

(Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.-57 c.)

Речевая игра: «Зимой».

Оборудование:

Музыка П.И. Чайковского из концерта «Времена года» - «Русская зима».

Вешалка с зимней одеждой. Фланелеграф – на нем кубики-сугробы, снежинки. Зимний лес-панно, ёлки, зимующие птички (снегири, синички). Игрушки: зайчик беленький, мишка. Маски. Картинки: зимний лес, лыжи, зимняя шапка, зимняя куртка, зимние сапоги, зимний шарф, деревья, полянки, ёлочки, кусты, снежинки. Пиктограммы, дерево обгрызанное. кустики, снежинки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит музыка П.И. Чайковского из концерта «Времена года». (дети входят под музыку).

Л : Дети, к нам пришли в гости наши друзья. Поздоровайтесь. Здравствуйте гости дорогие!

Введение в тему:

Л : Дети, Зимушка-зима пригласила нас на прогулку в зимний лес.

На чем бы вы хотели туда отправиться?

Д : На лыжах, на санках, на машине, на коньках (выбор).

Л : Какую одежду наденете?

Д : Зимнюю одежду.

Л : Правильно, зимнюю одежду (подчеркивается голосом - зимнюю). Какие сапоги обуете? (зимние сапоги).

Какую шапку наденете? (зимнюю шапку).

Л : Оделись, молодцы! Встали на лыжи, взяли палки. В путь. По какой дороге поедем?

Д : По зимней дороге (имитируют езду на лыжах). Панно зимнего леса.

Л : (ежится). А вот и зимний, сказочный, волшебный лес. Как в лесу?

Д : Холодно. Мы замерзли.

Л : Да, ребята Мороз не велик, а стоять не велит. Чем покрыты все деревья?

Д : Пушистым, мягким, белым, чистым, мохнатым, холодным снегом.

Л : А еще, что покрыл снег?

Д : Ёлочки, кустики, полянки.

Л : А из чего состоит снег?

Д : Из снежинок.

Л : Подул ветерок на снежинки. Снежинки? Что снежинки делают? (снежинки – полетели,стали кружиться, падать, на землю ложиться).

Д : Кружатся, вьются, летят, падают, на землю ложатся.

Л : Хорошо зима. А чем хороша зима?

Д : Зимой можно кататься на ледянках, на лыжах, строить снежную крепость, лепить снеговика, играть в снежки.

Л : А чем зимой плохо?

Д : Бывает сильно холодно, дуют мотели, долго одеваться на улицу, тяжело ходить в теплой одежде, нужно сушить одежду, зимой простываем и болеем.

Л : А звери в лесу не мерзнут. Почему?

Д : У них теплые шубки.

Л : А кто под елочкой сидит

И ушами шевелит.

Прыгает он ловко.

И грызет морковку.

Д : (посмотрели под елочку и увидели зайчонка). Ой, это зайчонок, заинька, зайчишка.

Л : Как вы думаете, с каким настроением, он нас встречает? (веселым, радостным). Выберете маску, которая подходит настроению зайчика. (выбирают на ковре).

Какой он?

Д : Ушки длинные, хвостик короткий, носик розовый, шубка белая. Зимой он белый, а летом серый.

Л : Кто обгрыз кору дерева, дети?

Д : Зайка. Он зимой грызет не морковку, а кору деревьев.

Л : А мы то думали,он морковку ест.

Речевая игра: «Зимой» (Рождественская В.И. и Павлова А.И. игры и упражнения для исправления заикания. Изд. «Просвещение», 1978 г. с. 23)

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так.

Мишка зайку испугал

Зайка прыг и ускакал.

Вот так, вот так.

Л : Куда ускакал зайка?

Д : За пенек, под кустик, за дерево, под елочку, за сугроб.

Рассказ (самостоятельное рассказывание с опорой на картинки).

Давайте вспомним, что мы сегодня делали?

Выкладываются картинки. Логопед начинает, а дети продолжают.

Мы ходили на прогулку в зимний лес на лыжах.

Мы оделись по-зимнему.

Надели зимнюю шапку.

Зимнюю куртку.

Зимние сапоги.

Зимний шарф.

Нас встретил волшебный, сказочный, зимний лес.

Все деревья, полянки, кусты он покрыл белым. Пушистым, мохнатым, холодным, чистым снегом.

Подул ветерок и снежинки закружились, полетели, упали на землю.

Мы встретили пушистого, белого зайку, с длинными ушами.

Он сидел под елочкой.

Мы с ним подружились.

Итог занятия:

Л: Ой, ребята, Зима подарила на прощанье снежинки (поднимают снежинки, а к ним привязаны конфеты «снежинка». Конфета называется «снежинка». А от какого слова образовалось? (от слова «снег»).

Давайте скажем нашим гостям – до свидание.


  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.

  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.

  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
4. Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001 г.