Значение слова глагол. Глагол в русском языке Правописание суффиксов глаголов

Любое действие, процесс, отношение или состояние одушевленного или неодушевленного предмета в русском языке выражается через глагол. В свою очередь, эта часть речи представлена различными формами. В этой статье подробно описано, на какие вопросы отвечает глагол, указаны его особенности и примеры.

Что такое глагол в русском языке

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления .

Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, спряжения, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:

  • Спрягаемыми формами (читал, собирается) ;
  • Инфинитивом (искать) ;
  • Причастиями (написанный, сверкающий) ;
  • Деепричастиями (нарисовав) .

На какие вопросы отвечает глагол

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

Глаголы подчеркнуты зеленой чертой .

Особенности

Грамматические категории залога, вида, спряжения, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
  • Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
  • Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
  • Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
  • Лицо – присуще спрягаемым отглагольным формам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.

Тест

Проверьте, насколько хорошо вы усвоили, что такое глагол в русском языке и на какие вопросы он отвечает.

1
И дефисом дефис
Оставался лишь вне
Деформаций рождающих кОрня:
Неумело ютившись
На рта целине
Лишь секунду назад - сжато вспомнив,
Что основе основ
Не смириться никак
С уходящей в пространство мечтою -
Сокровенные сОки
Добыл натощак
И вспорхнул затяжною дугою.
И без всяких опор
Мягкий суффикс достал,
И приставку вложил для притирки,
А скользящее трение
Ищет места,
Где послаще и ветреней дымка.
Притяженье дошло
До невинной черты,

Где глагол,
Что собрался куда-то уйти?..-
Как бы он меж корнЕй не истаял...

Точка- точно.Притом - не одна...
Но упрямый предлог расхождений пути
С окончаний твоих - нет и нет - да слетит,
Возмущая основы до дна...

Мягкий суффикс не зря сторожИт
Все сцепленья дефисов в угаре корнЕй,
А родник - тот,что слева - журчит: не пролей
В шёпот впавший - дуэтом - мотив...

Рецензии

Притяженье дошло
До невинной черты,
Промежуточных слов не хватает...
---------------------
Во как поиграл значимыми частями слова! Хорошо, что в финале - дуэт...Думаю, что Глагол из раздела "морфологии" - постарался, не истаял всё же... Фантазёр-сказочник, за что мне и нравится тебя читать!))
Спасибо...

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Оглавление

Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать? ) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься . Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.

В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться . Он не мог участвовать в турнире ), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача ), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться ), обстоятельства (Он уехал учиться ), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать ).

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы бывают переходные и непереходные . Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты .
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю .

Возвратные глаголы

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь) , называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить) . Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается , купаются , купался , купаются .

Все возвратные глаголы — непереходные.

Виды глаголов

Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный .

Совершенный вид

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть . Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели ) и будущее простое , состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Несовершенный вид

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь . Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — слова буду , будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).

Наклонения глаголов

Глаголы имеют формы наклонений , которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:

  1. изъявительное наклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить . В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
  2. сослагательное (условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы . В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
  3. повелительное наклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри . Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте ! ; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось ! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси , привезти — привезут — привези ; рассказывать — рассказывают — рассказывай ; готовить — готовят — готовь . Во множественном числе прибавляется -те : несите , привозите , рассказывайте , готовьте .

В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.

В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).

Спряжение глаголов

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Число Лицо Окончания I спряжения Окончания II спряжения
Единственное 1-е
2-е
3-е
(я) -у (-ю)
(ты) -ешь (-ёшь)
(он, она, оно) -ет (-ёт)
-у (-ю)
-ишь
-ит
Множественное 1-е
2-е
3-е
(мы) -ем (-ём)
(вы) -ете (-ёте)
(они) -ут (-ют)
-им
-ите
-ат (-ят)

Примечания

  1. Глаголы хотеть , бежать относятся к разноспрягаемым . В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет ) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят ). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите .
  2. Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем ; 2-е л.- дашь, ешь ; 3-е л.- даст, ест ; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим ;2-е л.- дадите, едите : 3-е л.- дадут, едят . Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…

Безличные глаголы

Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

  1. в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
  2. в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
    смеркалось.

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило ; Мне нездоровится что-то; Не спится , няня.

Глаг’ол , — а, мужской род.
1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в настоящее время время глагола ), рода (в прошедшее время время глагола ) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и несовершенного вида.
2. Речь, слово (старинн. ). Пророческий глагол
прилагательное глагольный, — ая, — ое (к 1 значен. ).

Примеры использования слова глагол в контексте

    . Этот глаго́л трудно спрягать.
    . Эта частица преобразует существительное в глаго́л .
    . Например, глаго́л «пахать» имел деепричастие «пахая», «махать» спрягался единственным образом - «махаю» и т. д.
    . Так как ключом является модальный глаго́л «мочь», то его надлежит тщательно исследовать.
    . Русский глаго́л «прослушать» имеет два по существу противоположных значения: прослушать что-либо от начала до конца и пропустить что-либо мимо ушей. Такие словосочетания, как «прослушать сообщение» и «прослушать лекцию», вне контекста можно понять двояко: то ли сообщение было выслушано целиком, то ли, наоборот, ни единого его слова услышано не было.

Глагола (спряжение) не во всех языках чётко противо­по­став­ле­но формо­обра­зо­ва­нию имени (особенно прилагательного), а набор грамматических категорий глагола является далеко не одина­ко­вым в разных языках.

Во многих языках различают собственно глагол и так называемые вербоиды. Собствен­но глагол, или финитный глагол (лат. verbum finitum ), используется в предикативной функции и, таким образом, в языках типа русского обозначает «действие» не отвлечённо, а «во время его возникновения от действу­ю­ще­го лица» (А. А. Потебня), хотя бы в частном случае и «фиктивного» (ср. «светает»). В соответствии со своей функцией финитный глагол характе­ри­зу­ет­ся тем или иным набором специфически предикативных грамматических категорий (время , вид , наклонение , залог), а во многих языках также согласо­ва­тель­ны­ми категориями (повторяющими некоторые категории имени и местоимения). Вербоиды (по другой терминологии - нефинитные формы глагола) совмещают некоторые черты и грамматические категории глагола с чертами других частей речи - существительных, прилагательных или наречий . Вербоиды выступают в качестве различных членов предложения , а также в составе аналитических финитных форм и некото­рых близких к ним конструкций. К вербоидам относят инфинитивы (и другие «имена действия» - герундий , масдар, супин), причастия и деепри­ча­с­тия . В некоторых языках нет морфо­ло­ги­че­ско­го противо­по­став­ле­ния финитных и нефинитных форм; форма глагола, выступая в непреди­ка­тив­ной функции, получает особое синтаксическое оформление. Так, в китайском языке глагол, функционируя в качестве определения , обяза­тель­но присоединяет частицу , как бы аннулирующую свойственную ему предика­тив­ность (ср. wǒ kàn shū 我看書 ‘Я читаю книгу’ и wǒ kàn de shū 我看的書 ‘читаемая мною книга’).

В другой плоскости лежит разделение глаголов на динамические и статические. Динами­че­ские обозначают действия в прямом смысле слова («рублю», «пишу», «бегу») или же события и процессы, связанные с теми или иными изменениями («чашка разбилась», «дерево растёт», «снег тает»). Статические обозначают состояния, зависящие от воли субъекта («стою») либо не зависящие от неё («болею», «мёрзну»), отношения («соответ­ству­ет», «превос­хо­дит»), проявления качеств и свойств («трава зеленеет» в значении ‘видится зелёной’). Динамические и статические глаголы разграничиваются своим употреблением, а в некоторых языках (китайском, ряде кавказских) статические глаголы (или отдельные их группы) обособляются и морфо­ло­ги­че­ски: они имеют более бедный состав форм и в ряде отношений сближаются с именами.

Наконец, выделяются ещё более дробные разряды, так называемые способы действия (взаимо­дей­ству­ю­щие с категорией вида), например в русском языке начинательный («запел», «побежал»), многократный («певал»), одноактный («толкнул»), одно­на­прав­лен­но­го пере­ме­ще­ния («бежал», «нёс»), ненаправленного перемещения («бегал», «носил»), кумулятивный («накупил», «набедокурил»), дистрибутивный («перепробовал», «пооткры­вал») и др.

В языках с богатой морфологией наблюдается подразделение глаголов на формально-грамматические разряды типа «тематического» и «атематического» спряжения древних индо­евро­пей­ских , «сильного» и «слабого» спряжения германских, I и II спряжения русского языков. По формально-морфологическим основаниям выделяются и такие группы, как возврат­ные глаголы и отложительные (депонентные) глаголы, хотя обычно эти группы характе­ри­зу­ют­ся и семантико-синтаксическими признаками (непере­ход­но­стью и др.).

  • Мещанинов И. И., Глагол, М.-Л., 1949;
  • Яхонтов С. Е., Категория глагола в китайском языке, Л., 1957;
  • Исаченко А. В., Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Морфология, ч. 2, Братислава, 1960;
  • Холодович А. А., О предельных и непредельных глаголах, в кн.: Филология стран Востока, [Л.], 1963;
  • Бондарко А. В., Буланин Л. Л., Русский глагол, Л., 1967;
  • Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 4, в. 2, Глагол, М., 1977;
  • Перельмутер И. А., Общеиндоевропейский и греческий глагол, Л., 1977;
  • Иванов Вяч. Вс ., Славянский, балтийский и раннебалканский глагол, М., 1981;
  • Семантические типы предикатов, М., 1982;
  • Якобсон Р. О., О структуре русского глагола, в его кн.: Избранные работы, М., 1985;
  • Karcevski S., Système du verbe russe, Prague, 1927;
  • Dubois J., Grammaire structurale du français, V. 2, Le verbe, P., 1967;
  • Vendler Z., Verbs and times, в его кн.: Linguistics and philosophy, Ithaca - N. Y., ;
  • Leech G. N., Meaning and the English verb, ;
  • Daneš F., K struktuře slovesných významů, в кн.: Jazykovedné štúdie, 12, Brat., 1974;
  • Veyrenc J., Études sur le verbe russe, P., 1980;
  • Allen R. L., The verb system of the present-day American English, B. - N. Y. - Amst., 1982.