Понятие «здоровье» и его компоненты. Понятие «здоровье», его компоненты Дать характеристику компонентам здоровья

Согласно известному философу и хирургу - академику Н.М. Амосову (книга «Раздумье о здоровье»), «количество здоровья» можно определить как сумму резервных мощностей «основных функциональных систем» организма, т.е. способности организма противостоять различным отклонениям. Чем лучше работают функциональные системы, тем больше количество здоровья, и – следовательно - меньше склонность к заболеваниям.

Здоровье – плод воздействия разнообразных факторов на уникальное системное явление природы - «человека». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем - с учетом риска заболеваний и особенностей психологического, физиологического факторов. Для самостоятельного управления здоровьем каждому необходимо уметь создать комфорт души и тела, что достигается определенным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов.

2. Основные компоненты здоровья

Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:

а) социальное здоровье (благополучие);

б) духовное (нравственное) здоровье;

в) физическое здоровье.

Социальное благополучие – когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

Духовное здоровье – здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:

а) - системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;

б) - умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.

Духовное здоровье достигается за счет умения:

Жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества

Прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;

Разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.

Физическое здоровье – это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:

а) - двигательной активности человека;

б) - рационального питания;

в) - закаливания;

г) -соблюдения правил личной гигиены;

д) - безопасного поведения в повседневной жизни;

е) - оптимального сочетания умственного и физического труда;

ж) - умения отдыхать;

з) - отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

При оценке физического здоровья используют четыре основных критерия:

наличие или отсутствие хронических заболеваний;

уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;

состояние основных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т.д.;

степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.

Человек являет собой отражение двух сторон - биологи­ческой и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состо­яние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, от био­логического.

Соотношение социального и биологического в человеке явля­ется главным в понимании характера здоровья и болезни.

В насто­ящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень - биологическое здоровье связано с организ­мом и зависит от динамического равновесия функций всех вну­тренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружа­ющей среды. Иными словами - это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

    Соматическое здоровье - текущее состояние органов и сис­тем организма человека, основу которого составляет биологи­ческая программа индивидуального развития;

    Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень - психическое здоровье. Психическое здо­ровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечи­вающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое, или душевное, здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

Третий уровень - социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здо­ровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активно­сти и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятель­ного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Современные специалисты в области гигиены труда и про­фессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.

Социальные условия - это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества. Соци­альные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Различие между психическим и социальным здоровьем ус­ловно : психические свойства и качества личности не существу­ют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формиру­ются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагопри­ятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием мо­жет противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье . «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил:«Здоровье - это не всё, но всё без здоровья - ничто!».

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Здоровье - многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье -- текущее состояние органов и систем органов челове-ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело-века. Эта программа развития опо-средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека - это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций - следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма - гомеостазисе (homeostasis ; греч. homoios - подобный, сходный + греч. stasis - стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности - его физическое здоровье.

Фактически физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье -- состояние психической сферы человека. Основу пси-хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес-печивающее адекватную регуляцию поведения.

  1. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

  1. Образ жизни и здоровье

Образ жизни - это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo — здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции , при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю-чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга-низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю … машин.

Здоровье и двигательная активность - это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

  1. Окружающая среда и здоровье

ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.

Еще сравнительно недавно все необходимое для жизни человек должен был заготовить сам (топливо, запасы пищи и т.п.). «Потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. В настоящее же время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам.

text_fields

text_fields

arrow_upward

По определению экспертов ВОЗ
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия , а не только от­сутствие болезней или физических дефектов. Здоровье обеспечивает пол­ноценное выполнение человеком социальных и биологических функций.

На бытовом уровне часто пользуются понятием «практически здоро­вый человек», подразумевая под этим нормальное самочувствие и работо­способность человека. Однако в данном случае не учитывается, что высо­кая работоспособность может достигаться на фоне патологических изме­нений, которые до определенного времени не сказываются на самочувст­вии, а в дальнейшем могут привести к серьезным заболеваниям.

Существуют следующие критерии оценки здоровья:

  • уровень физической работоспособности и морфологического (свя­занного со строением) развития на данном этапе;
  • наличие хронических заболеваний, физических дефектов;
  • психическое и социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и устойчивость к воздействиям неблагополучных факторов внешней среды.

Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье

text_fields

text_fields

arrow_upward

На здоровье человека влияют все стороны его жизни.

Можно выделить следующие факторы, определяющие уровень здоровья:

  • образ жизни,
  • наследственность,
  • внешняя среда,
  • медицинское обслуживание.

Образ жизни включает условия труда, двигательную активность, питание, культуру поведения, отношения в семье, стрессовые ситуации, вредные привычки и др. Образ жизни определяет уровень здоровья при-мерно на 50%.

Наследственность выражается в генетической предрасположенности человека к физическим и психическим заболеваниям, способности сопротивляться вредным воздействиям (адаптироваться), в особенностях возрастных изменений. Наследственность определяет уровень здоровья примерно на 20%.

Внешняя среда объединяет экологическую обстановку — состояние воздуха, воды и почвы; погодно-климатические условия — резкую смену атмосферных явлений, солнечную активность; техногенные воздействия — электромагнитное и радиационное излучения. Внешняя среда определяет уровень здоровья примерно на 20%.

Медицинское обслуживание предполагает профилактические мероприятия, доступность, своевременность и качество медицинской помощи. Оно определяет уровень здоровья примерно на 10%.

Из перечисленных факторов, влияющих на здоровье, видно, что наиболее весомым из них и зависящим от поведения самого человека является образ жизни.

Компоненты здорового образа жизни

text_fields

text_fields

arrow_upward

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

  • рациональный режим труда и отдыха;
  • двигательная активность;
  • полноценное питание;
  • соблюдение правил личной гигиены, закаливание и массаж;
  • гармоничные сексуальные отношения;
  • культура межличностного общения и психофизическая регу­ляция;
  • отсутствие вредных привычек.

Значимость отдельных компонентов здорового образа жизни для разных людей неодинакова. Она зависит от традиций, национальных осо­бенностей, темперамента. Одни живут в обстановке, когда бытовая и про­фессиональная деятельность сама по себе требует больших затрат физиче­ского труда. Естественно, что в этом случае больше внимания должно быть уделено средствам восстановления, полноценному питанию. Другие заняты малоподвижным трудом и часто испытывают стрессы. Таким лю­дям более важно использовать физические упражнения, средства психофи­зической регуляции. Для многих людей образ жнзни определяют религи­озные представления, нравственные устои

Рациональный режим труда и отдыха

text_fields

text_fields

arrow_upward

Рациональный режим труда и отдыха предполагает ,

  • во-первых, выполнение различных действий на протяжении суток в одно и то же время (подъем, учебные занятия или работа, прием пищи, сон и т. д.) и,
  • во-вторых, правильное чередование труда и отдыха.

В основе рационально построенного режима труда и отдыха лежат биологические закономерности процессов в организме. При ежедневном повторении жизненного уклада между различными действиями устанавливается взаимосвязь, при которой предыдущая деятельность по механизму выработанного условного рефлекса служит толчком для последующей деятельности, подготавливая организм к быстрому и легкому переключению на нее.

Правильное чередование труда и отдыха осуществляется с учетом биологических ритмов организма. У так называемых «жаворонков» повышенная работоспособность наблюдается в утренние и дневные часы, а у «сов» — в вечерние часы. Соответственно периоды сниженной работоспособности целесообразно использовать для отдыха, приема пиши или малоактивной работы. Также среди людей встречаются аритмики, занимающие промежуточное положение между «жаворонками» и «совами».

Учебная и трудовая деятельность накладывает свой отпечаток на динамику работоспособности. Как правило, это выражается в наличии двух её максимумов, падающих при учебе на время дневных и вечерних самостоятельных занятий, а для работающих — на до- и послеобеденное время.

Наиболее полноценной и необходимой формой ежедневного отдыха является сон . Длительность сна для взрослых людей составляет в среднем 7,5 — 8 ч. В определенной степени она зависит от типа нервной системы. Для людей с сильным типом нервной системы может быть достаточно 5- 6 ч, а для людей со слабым типом и повышенной эмоциональной возбудимостью необходимо до 9 ч. Британские ученые установили, что хроническое недосыпание увеличивает вероятность заболевания диабетом, гипертонией, провоцирует ожирение и ухудшение памяти. При этом симптомы заболеваний появляются уже через неделю недосыпания.

Интенсивная умственная работа должна прекращаться не менее, чем за 1,5 ч до сна. Иногда, если позволяют условия, полезен дневной сон.

Двигательная активность и её оптимальный уровень

text_fields

text_fields

arrow_upward

Двигательная активность объединяет разнообразные двигательные действия, выполняемые в процессе учебы, работы, в быту и при занятиях физическими упражнениями.

Если посмотреть, на что и как тратит время современный человек, то могут открыться неожиданные факты.

Например, у жителей Западной Европы в течение жизни на

  • сон уходит 22 года,
  • на работу — 17 лет,
  • на посещение театра, кино, ресторана — 10 лет,
  • на просмотр телепередач — 6,5 лет,
  • на уборку и приготовление пищи — 6 лет,
  • на еду — 4 года,
  • на стояние перед зеркалом у женщин -1 год, у мужчин — 6 месяцев,
  • на секс — 6 месяцев.

Видно, что при достаточно напряженной работе отдых носит в основном пассивный характер.

Касаясь двигательной активности студентов, отечественные ученые показали, что в настоящее время её уровень в период учебных занятий составляет примерно 60% биологической потребности, а в период экзаменов — 20%.

В среднем для поддержания и укрепления здоровья оптимальны занятия физическими упражнениями не менее 2-х раз в неделю общим объемом 5-8 ч при ЧСС (частота сердечных сокращений) 130-160 уд/мин. Более точные индивидуальные значения приведены, например, в системе аэробики. Целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно дополнять бытовыми двигательными действиями.

Считается, что выполнение физических упражнений в объеме менее 4 ч в неделю соответствует гиподинамии. Таким образом, для студентов посещение одних лишь учебных занятий по физическому воспитанию явно недостаточно.

Детальному рассмотрению различных проявлений двигательной активности посвящены все последующие главы.

Общие требования к полноценному питанию

text_fields

text_fields

arrow_upward

Питание является важнейшей физиологической потребностью орга­низма. Оно необходимо для построения и непрерывного обновления кле­ток и тканей, восполнения энергетических затрат. О значении питания го­ворит хотя бы тот факт, что в течение всей жизни человек поглощает при­близительно 22 тонны пищи и выпивает 33 тонны жидкости.

Общие требования к полноценному питанию заключается в соблю­дении соответствующего рациона и режима питания.

Пищевой рацион — это состав и количество пищевых продуктов, ис­пользуемых в течение суток. К пищевому рациону предъявляются сле­дующие требования:

  • энергетическая сбалансированность (соответствие между энер­гозатратами организма и энергетической ценностью пищевого ра­циона);
  • качественная сбалансированность (соотношение питательных веществ);
  • безвредность;
  • хорошая усвояемость (степень использования организмом пита­тельных веществ);
  • высокие органолептические показатели (внешний вид, конси­стенция, вкус, запах, цвет, температура);
  • разнообразие (ассортимент продуктов, способы приготовления);
  • способность создавать чувство насыщения.

Режим питания — это количество и время приемов пищи в течение суток, распределение суточного рациона и длительность приема пищи.

Энергетически-сбалансированное пнтанне. Калорийность пищи

text_fields

text_fields

arrow_upward

Питание является энергетически-сбалансированным, если энергоза­траты организма примерно равны энергетической ценности пищевого ра­циона.

Организм расходует энергию на основной обмен, усвоение пищи, под­держание нормальной температуры тела, физическую и умственную деятельность.

Существуют следующие способы определения энергозатрат:

1. С использованием усредненных значений.

  • Человек, не занимаю­щийся спортом, расходует в сутки 2400-2800 ккал, из которых приблизи­тельно 1700 ккал приходится на основной обмен.
  • У спортсменов эта цифра составляет 3500 ккал и более (например, подсчитано, что в велогонке Тур-де Франс спортсмены тратят около 10000 ккал).

2. Расчет на основе справочных данных для различных видов дея­тельности. Некоторые из них для человека массой 70 кг приведены в табл. 2. (по результатам исследований А. Н. Крестовникова и др.). Зная длительность той или иной деятельности, можно вычислить соответст­вующие энергозатраты. Поскольку учесть все, чем был занят человек в те­чение суток, достаточно трудно, то общая сумма энергозатрат увеличива­ется еще примерно на 15%.

3. Расчет по специальным формулам. Примерный расход энергии на основной обмен и энергозатраты при какой-либо нагрузке определяются следующим образом:

  • для мужчин основной обмен = 24,0 Р (ккал),
  • для женщин основной обмен = 21,6 Р (ккал),
  • энергозатраты = 0,2 ЧСС -11,3 (ккал / мин),

где Р - вес тела, кг. ЧСС (частота сердечных сокращений) фиксируется в процессе нагрузки за 1 мин. В со­стоянии относительного покоя к величине основного обмена прибавляется еще 20%. Суммируя полученную цифру с энергозатратами на физическую деятельность, можно рассчитать общий суточный расход энергии.

Энергетическая ценность пищевого рациона (калорийность пищи) складывается из энергетической ценности входящих в него продуктов. Её можно определить, используя два способа:

  1. По энергетической ценности, указанной на упаковке продуктов, или по справочным данным.
  2. Расчет содержания в продуктах питательных веществ — белков (протеинов), жиров и углеводов и освобождаемой при их окислении энер­гии. Количество питательных веществ находится по пищевой ценности, указанной на упаковке продуктов, или по справочным данным (табл. 3).
Таблица 3.Содержание питательных веществ в некоторых продуктах

С учетом того, что (как было ранее показано) 1 г белка дает примерно 4 ккал, жира — 9 ккал, углеводов — 4 ккал, и зная состав и количество продуктов в рационе можно вычислить его энергетическую ценность.

Следует учитывать, что некоторые блюда и напитки обладают повышенной энергетической ценностью. К ним относятся изделия закусоч¬ных «быстрой еды», алкогольные напитки (1 г алкоголя дает 7 ккал) и др. Например, известный «Биг мак» содержит 490 ккал.

Недостаточная энергетическая ценность рациона может привести к истощению организма. Однако чаще наблюдается её избыточность, что в конечном итоге служит причиной ожирения и создает условия для развития атеросклероза, гипертонии и других заболеваний. Существенно, что склонность к накоплению жировых запасов обусловлена так называемым биохимическим статусом организма человека и во многом генетически предопределена.

Если поставлена цель сбросить вес, то надо придерживаться следующего правила: калорийность пищи должна быть больше, чем расход энергии на основной обмен, но меньше общего суточного расхода энергии.

Потребление калорий в меньшем объеме, чем требуется для поддержания физиологических функций организма, чревато последствиями. Прием широко рекламируемых препаратов и пищевых добавок, повышающих скорость обмена веществ и таким образом снижающих вес (таблеток, подавляющих аппетит, или так называемых сжигателей жира, содержащих пиколинат хрома), дает кратковременный эффект или вообще бесполезен. Кроме того, подобные препараты часто оказывают побочное влияние, в частности, увеличивают нагрузку на сердце и повышают артериальное давление.

Качественно-сбалансированное питание

text_fields

text_fields

arrow_upward

Питание считается качествеино-сбалансированным, если основные питательные вещества (белки, жиры и углеводы) содержатся в пище в определенном соотношении и в ней также присутствуют в необходимых количествах витамины и минеральные вещества. Сюда же входит питьевой режим.

При сбалансированном питании имеет место соотношение (по массе):

  • белки — примерно 16%,
  • жиры — 18%,
  • углеводы — 66%.

В случае занятия физическими упражнениями с целью увеличения мышечной массы количество белков повышается до 20%, а при тренировке на выносливость количество углеводов повышается до 75%.

Суточная потребность в белках составляет примерно 90 г, из которых 60% должны составлять полноценные (животные) белки и 40% — неполноценные (растительные) белки.
Суточная потребность в жирах составляет примерно 100 г, из которых 70% должны составлять насыщенные (животные) жиры и 30% — ненасыщенные (растительные) жиры. При этом половина всей потребности обеспечивается за счет жиров, содержащихся в продуктах в скрытом виде.
Суточная потребность в углеводах составляет примерно 370 г, из которых 20% должны составлять простые углеводы (сахара) и 80% — сложные углеводы (полисахариды), из которых 5% — клетчатка (пищевые волокна). Клетчатка не усваивается организмом, но имеет большое значение для пищеварения.

Важнейшими для жизнедеятельности витаминами являются витамины С, А, В.

Основная функция витамина С заключается в повышении устойчивости к внешним воздействиям и инфекциям. Он содержится в овощах, фруктах (особенно цитрусовых), шиповнике. При термической обработке продуктов разрушается.
Витамин А способствует хорошему состоянию кожи и глаз. Он содержится в рыбьем жире, печени, яйцах, молоке, масле.
Витамины группы В регулируют процессы энергообразования и в связи с этим имеют большое значение при повышенной двигательной активности. Они содержатся в мясе, молоке, зерновых культурах, отрубях.

Касаясь витаминов и минеральных веществ, необходимо отметить, что сбалансированное питание, включающее разнообразные свежие животные и растительные продукты, обеспечивает их поступление в достаточном количестве без дополнительного приема. Питьевой режим зависит от характера питания, двигательной активности, климатических условий.

Суточная потребность в воде составляет примерно 2,5 л, из которых 1,3 л приходится на свободную жидкость (чай, суп, молоко и т. п.).

Примером сбалансированного питания может служить следующий рацион:

  • углеводы - 150 г хлеба, 60 г злаков, 300 г картофеля, 300 г овощей, 300 г фруктов или соков;
  • белки — 60 г сыра, 150 г молока или йогурта, 100 г мяса, рыбы или два яйца;
  • жиры — 10 г сливочного масла или маргарина, 10 г растительного масла, 30 г сметаны.

Безвредность и усвояемость пищи. Диеты и голодание

text_fields

text_fields

arrow_upward

Пищевые продукты содержат кроме полезных также некоторые вредные вещества , что необходимо учитывать при составлении пищевого рациона. К ним относятся: холестерин, пурины, т. е. мочевая кислота (в мясе, рыбе, субпродуктах, яйцах), нитраты и нитриты, токсичные микро­элементы (кадмий, свинец), канцерогены.

Пища может быть доброкачественной, но вызывать индивидуальную непереносимость, связанную с аллергическими и неаллергическими реак­циями (сыпь, рвота, астматические явления) на отдельные продукты. Яйца служат причиной таких реакций в 47% всех случаев, молоко — в 41%, зерно (мука) — в 24%. К этой же группе относятся рыба, ракообразные, орехи, причем аллергия на арахис бывает очень сильной и может даже угрожать жизни. Что касается молока, то вопреки распространенному мнению его не переносит всего лишь 1% взрослого населения. Аллергия на пищевые до­бавки (консерванты и др.) встречается довольно редко, и ей не стоит при­давать внимание, особенно, если учесть, что аллергия на обыкновенную пыль возникает у 10% людей.

Усвояемость пищи зависит от её количества и состава, способа ку­линарной обработки, совместимости питательных веществ при их одно­временном приеме, состояния органов пищеварения. На совместимости отдельных питательных веществ построена, например, система раздельно­го питания, в основу которой положены идеи американского диетолога Герберта Шелтона. Она заключается в том, что не следует одновременно употреблять в пищу белки и углеводы. В то же время, белки и углеводы по отдельности совместимы с жирами и так называемыми «живыми» продук­тами — зеленью, фруктами, овощами. Однако надоиметь в виду, что резкий переход на непривычное питание может иметь негативные последствия.

Диеты применяются с профилактической целью для нормализации обмена веществ, выведения продуктов обмена, регулирования веса тела и т. п. Например, разгрузочная диета для снижения веса тела может выгля­деть следующим образом: 1-3 раза в неделю в течение дня 100 г нежирно­го творога 5 раз в день, 2 стакана чая, 1 стакан отвара шиповника, 2 стака­на нежирного кефира. При этом, как установили канадские и шведские ученые, молочные продукты способствуют предупреждению и даже изле­чению кариеса зубов, нормализации жирового обмена и снижению содер­жания холестерина.

В отношении диет надо иметь в виду, что переходить к ним следует постепенно и использовать достаточно длительно. При несоблюдении это­го правила эффект может оказаться противоположным. Так, при малокало­рийной диете организм в качестве ответной реакции замедляет обменные процессы и начинает усваивать больше питательных веществ, т. е. его работа становится более экономной. Если после недолгого соблюдения такой диеты снова вернуться к прежнему рациону питания, то пониженный об­мен веществ сохранится, что приведет к увеличению веса тела.

При вегетарианстве и, особенно, сыроедении качественно­сбалансированное питание обеспечить очень трудно. Полное голодание без медицинского наблюдения противопоказано.

Режим питания. Особенности питания при занятиях физическими упражнениями

text_fields

text_fields

arrow_upward

Правильный режим питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы.

Ужин должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна. При этом надо учитывать длительность усвоения продуктов. Так, яйца вкрутую, тушеная рыба усваиваются в течение 1-2 ч, белый хлеб — 2-3 ч, вареное мясо, черный хлеб, яблоки — 3-4 ч, жареное мясо, сельдь, гороховое пюре — 4-5 ч.

Распределение суточного рациона зависит от режима труда и отдыха. Наиболее часто рацион распределяется равномерно по калорийности — 30% на завтрак, 40% на обед, 30% на ужин. Ужин не должен включать жареные и жирные блюда. Для него подходят молочные и кисломолочные продукты, фрукты, хлебобулочные изделия.

Длительность приема пищи должна быть достаточной, так как при быстрой еде пища плохо пережевывается и не обрабатывается полностью слюной. Это ведет к ухудшению переваривания и усвоения пищи. Кроме того, известно, что центр насыщения в мозгу включается только через 20 мин после начала еды и, таким образом, торопливое употребление пищи способствует перееданию.

Питание имеет свои особенности при занятиях той или иной деятельностью. Например, если предстоит интенсивная умственная работа в вечерние или ночные часы (работа в ночную смену, подготовка к экзамену) эффективно употребление кураги, изюма, орехов, моркови по несколько штук каждые 2-3 ч, а также соков, лучше черносмородинового.

При занятиях физическими упражнениями принимать пищу надо не менее, чем за 2 ч до занятий и спустя 0,5 ч после их окончания. Перед упражнениями на выносливость следует употреблять углеводы, причем или непосредственно перед ними, или не позднее, чем за 2 ч до их начала. Во время длительной работы может осуществляться дополнительное углеводное питание. После таких упражнений углеводные блюда независимо от их вида лучше всего принимать небольшими порциями примерно по 50 г каждые 2 ч. Чувства жажды при занятиях допускать нельзя.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье. В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Здоровье - многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов).

Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека - это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций - следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д.

Фактически физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

  • 1) уровень физического развития,
  • 2) уровень физической подготовленности,
  • 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,
  • 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Репродуктивное здоровье - компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Профессиональное здоровье - состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Вполне очевидно, что уровень здоровья человека в результате его взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется; здоровье - это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля - смерть), когда человек выздоравливает - уровень здоровья повышается. Понятия здоровье и болезнь тесно связаны друг с другом. Казалось бы они противоположны: крепкое здоровье - отсутствие болезней и наоборот. Однако все гораздо сложнее. Измерить болезнь и здоровье трудно, границу между ними провести практически невозможно. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов.

Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:

  • 1. Здоровье - состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная);
  • 2. Предболезнь - состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;
  • 3. Болезнь - процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Могут быть выделены следующие компоненты потенциала.

Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) - способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться.

Потенциал воли (личностный аспект здоровья) - способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) - способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Потенциал тела (физический аспект здоровья) - способность развивать физическую составляющую здоровья, "осознавать" собственную телесность как свойство личности.

Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) - способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) - способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовный потенциал (духовный аспект здоровья) - способность развивать духовную природу человека.

Сущность здоровья - это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно.