Как создать плодородную почву или что делать с бесплодной почвой. Как легко и быстро создать плодородный слой почвы? Как создать плодородный слой земли

Наверное, у каждого человека наступает время создавать свой сад. Это замечательная пора, когда мы уже созрели для созидания, рукотворного творчества на десятилетия. Райский сад будет рождаться на наших глазах, а плоды трудов останутся детям, внукам и правнукам. В данной статье мы расскажем, как создать сад с нуля, определим аспекты, на которые стоит обращать внимание при выборе земельного участка, расскажем, какой должна быть земля под сады.

Выбор земельного участка

Перед тем как создать сад, нужно определиться с выбором земельного участка. Выбирать землю под сад необходимо точно не зимой, когда лежит снег, и невозможно понять, что под ним скрыто: болотистые кочки, местный водоем, голые пески, остатки строительного мусора.

Бывает, что по неопытности и под давлением обстоятельств люди соглашаются недорого купить «кота в мешке» под снегом. Приезжают весной на участок, а там по пояс воды... Опытные садоводы могут рассказать новичкам, что землю под сады выделяли, как правило, на неудобьях, болотистых торфяниках (хорошо, если осушенных, но это редкость), на глинистых тяжелых переувлажненных почвах, в лесу. Окультуривать такие участки приходилось десятки лет. Но сейчас нередко продают уже вполне окультуренные земли, которые можно использовать без кардинальных преобразований. Тем не менее, еще встречаются те же лесные сырые почвы, предназначенные для устройства садов.



Важно четко решить для себя: какой именно сад вы хотите создать. От этого в значительной степени зависит выбор земельного участка. Самый разумный подход - использовать природную данность, а не переделывать землю, климат. Даже ценой больших усилий и затрат кардинальное переустройство почв сохранится на недолгое время, природное естество земли и местности будет постоянно проявляться и требовать новых трудов и средств. Ведь природа создавала почвы в течение тысяч лет, мы же обычно не задумываемся об этом, используем их, как свою собственность, не понимая, что это мы - гости на земле, а почва останется будущим поколениям, и причинять ей вред, разрушать ее нельзя! Легче почву сберечь, чем восстанавливать долгие годы.

Ранней весной уже понятно, каков участок: переувлажнен или почти сухой, что за растительность на нем и о каких свойствах почвы она говорит. Полезно увидеть землю после обильных дождей летом или осенью - водный режим участка очень важен, он определяет, как и тип почвы, возможность или невозможность (затруднительность) создать на нем плодово-ягодный, декоративный сад, огород.

Особенности почв

Скажем сразу, что наличие на участке естественной растительности в виде ольхи, ивы, осоки, рогоза, камыша, зеленых мхов, говорит о переувлажненности и повышенной кислотности почв. Участки с повышенной кислотностью почв для создания плодового сада непригодны. Для его окультуривания потребуется много затрат: мелиорация (осушение земли); нейтрализация повышенной кислотности путем внесения извести, мела, доломитовой муки; завоз большого количества плодородной земли, торфа, песка. Но на таком низинном участке может получиться замечательный декоративный сад природного стиля с акцентом на ацидофилов (растений, предпочитающих и успешно растущих на кислых почвах). Отведя излишнюю воду с помощью дренажных канав по периметру участка, вы разведете сад роскошных рододендронов, цветение которых с конца весны и до середины лета превосходит красотой и оригинальностью цветение признанной царицы цветов - розы. Отлично сочетаются с рододендронами верески, хвойные породы, их видов и сортов теперь доступно великое множество: ели, сосны декоративных форм, туи, можжевельники, тисы. Такой сад украсят ажурные сортовые и лесные папоротники, лесные изящные цветы, а также изрядное множество прибрежных цветов: ирисы аировидный и сибирский, дербенник, вербейник, астильбы, баданы, бруннера, незабудки, барвинок, купальницы, примулы и многие другие. Поэтому в большой степени «подходит - не подходит» вам участок зависит от конкретной цели и задач, стоящих перед вами.

Как создать сад. Первые шаги

Корчевать ли деревья и сколько, какие из них оставить, тоже зависит от того, какой сад вы хотите создать. Опытные садоводы за десятки лет убедились в том, что с природой лучше дружить, ценя ее «милости». Заметим лишь, что для плодоносящих деревьев и кустарников, помимо подходящих почв и водного режима, совершенно необходимо хорошее солнечное освещение в течение всего дня. В тени (места на участке, где солнце светит половину дня) плодовые не плодоносят, а декоративные растения по большей части не цветут. Планируя расположение построек и посадок на участке, необходимо учитывать, что все вертикали будут давать тень длиной в половину своей высоты , и на эти места сажают лишь теневыносливые декоративные растения. И все же, даже если планируется посадить плодовый сад, часть красивых сосен, берез, елей на окраине участка оставляют для создания лесного сада с естественной растительностью - вереском, голубикой, мхами, папоротниками, декоративными хвойными, рододендронами и изысканными цветами. Здесь же можно устроить грибные поляны, благо мицелий самых разных грибов теперь легко можно купить.

Осушение почвы на участке под сад

Первое, что требуется сделать на лесном, торфяном, болотистом участке - осушить его. Почему так важно отвести избыточную воду с участка , если на поверхности земли стоит вода, или уровень стояния грунтовых вод находится выше 1 м от поверхности? Потому что корни деревьев и кустарников, проникая вглубь почвы более, чем на метр, оказываются в воде, испытывают кислородное голодание, что приводит к нарушению развития растений и их гибели. Для отвода излишней воды (после таяния снега) по периметру участка копают открытые дренажные канавы глубиной 0,6 - 0,8 м с уклоном к колодцу, магистральной канаве садоводства, водоему. Разумно в низинной части сада, где стоит вода, выкопать прудик и вывести туда перфорированные трубы закрытого дренажа, проложенного по участку. Но если вода застаивается лишь на небольшой площадке из-за наличия глинистого подпочвенного слоя, применяют местное осушение. Копают несколько вертикальных шурфов до водоносного слоя, засыпают их смесью щебня с песком, в завершение закрывают снятым верхним слоем плодородной почвы.

Определение типа почвы

Важно определить, каков механический состав почвы на вашем участке: торф, глина, песок, их смесь в различных пропорциях. Издавна используют простой метод: взяв в руки горсть влажной земли, скатывают ее в ладонях в жгут. Если жгут получился, не распался, и его можно согнуть в кольцо - это тяжелая глинистая почва . Она медленно и плохо прогреваются солнцем, плохо пропускают воду и воздух, отчего растения страдают. При этом глинистые почвы питательны, имеют высокую влагоемкость, требуют разрыхления за счет внесения песка и торфа до половины объема имеющейся почвы.

Если опытный жгут из почвы получился с трещинами или разорвался - вам достались суглинистые почвы , и это лучшее из возможного. Они подходят для любых растений, плодородны, нормально прогреваются, водо- и воздухопроницаемы. Их раз в 4 - 5 лет известкуют при повышенной кислотности, добавляют в приствольные круги компост и собирают приличный урожай, как плодов, ягод, так и овощей. Цветы и декоративные кустарники будут радовать взор садовника и его гостей. При необходимости отводят грунтовые воды посредством устройства дренажных канав.

Если при скатывании даже шарик из почвы рассыпается, то это песчаные почвы . Они быстро и хорошо прогреваются солнцем, водо- и воздухопроницаемы, но бедны и кислы. Питательные вещества легко вымываются из них с осадками и поливом. Их улучшают путем внесения мелкокомковатой глины, перегноя, компоста, плодородной земли, посевом сидератов (быстро растущих однолетних трав) и заделкой их в почву, а также известкованием. При подготовке посадочных мест под деревья и кустарники для удержания влаги и питательных веществ на дно ямы приходится укладывать слой глины или плотную пленку, либо плоский контейнер со щебенкой, гравием, которые засыпают подготовленной питательной землей в соответствии с требованиями конкретного растения. Что касается декоративных растений, то на песчаных и супесчаных почвах живут дикорастущие ксерофиты (засухоустойчивые растения), на них устраивают рокарии (каменистые садики), здесь превосходно цветут и зимуют многие почвопокровные: десятки видов седума (очитки), тимьяны, арабис, обриета, молодила, ясколки, яснотки, гвоздики, иберис, камнеломки, злаки и другие многолетники.

Немного о торфяных почвах

Надо сказать и о торфяных почвах , их немало в садоводствах и лесах северо-запада, средней полосы. Признак маломощных торфяников с длительным и постоянным переувлажнением - произрастание на них камыша, рогоза, щучки дернистой, осок, тростника, ситника, зеленых мхов. Верховые сфагнумовые болота получаются на месте бывших озер. Из мха с течением времени образуется торф: сверху - верховой волокнистый рыжего цвета, внизу и на довольно большой глубине (до 2 м) - рассыпчатый низинный, почти черный. Этот черный низинный торф является очень ценным субстратом для садовых дел, на его основе после осушения, известкования, добавления песка, луговой земли и компоста формируются весьма плодородные почвы, пригодные для любых садово-огородных растений. На осушенных болотах прекрасно будут расти рододендроны, кипарисовики, тсуги, можжевельники и другие хвойные, гортензии, что придаст саду неповторимую прелесть, очарование яркого цветения на фоне разнообразных оттенков зелени хвойных растений. В первозданном виде на неокультуренном болоте растут редкие виды лесных орхидей, клюква, брусника, голубика (теперь и в культурных сортах), багульник, дафна (волчеягодник) и множество изысканных лесных цветов и трав. Если такие редкости оказались на вашем участке - стоит сохранить такой уголок без вмешательства, лишь дополнять его природными видами, и в результате получить уникальный заповедный садик.

Но в чистом виде торф имеет особые, неблагоприятные свойства: легко пересушивается и потом не смачивается, часто возгорается на больших площадях в засуху; переувлажненный, торф долго не сохнет, растения без кислорода у корней страдают, вымокают, погибают. На заливном торфе могут расти лишь болотные виды и растения заливных лугов, чего для полноценного сада явно недостаточно. Способность торфа намокать и пересыхать создает нестабильность для построек, мощения дорожек. Рекомендуется мостить дорожки древесными спилами или короткими плашками деревянного бруса, при этом по опыту известно, что дерево в торфе сохраняется лучше, чем на обычной садовой земле. Если использовать для мощения камень, то без бетонной связки, поскольку весной движение грунта все равно разорвет сплошное мощение. Разумно сделать сухую кладку, не скрепляя камни. Умеренное постоянное увлажнение необходимо саду на торфяниках, иначе при пересушке торф будет отнимать влагу у растений, сжигать их корни, а также из противопожарной безопасности.

Кислотность почв

Кислотность почв - важный показатель их качества и пригодности для успешного выращивания конкретных культур. Для оценки кислотности используют показатель кислотности почвенного раствора (pH). Кислыми считают почвы при pH от 3 до 5,5; от 5 - 6 до 6,4 - слабокислыми; при 6,5 до 7,2 - нейтральными; при 7,5 и более - щелочными. Кислотность почвенного раствора определяют в агрохимической лаборатории при сдаче туда образцов почв на участке. Но можно и самостоятельно узнать, насколько кислая почва на вашем участке, с помощью лакмусовой бумаги (продается в садовых магазинах). Для этого горсть почвы заливают в контейнере дистиллированной водой и тщательно размешивают до консистенции сметаны, погружают в раствор лакмусовую бумагу. В кислой среде она становится красной, в щелочной - синей. В магазинах химреактивов есть наборы для определения кислотности почв, где имеется шкала соответствия конкретной реакции почвенного раствора показателю pH.

Большая часть культурных садовых плодово-ягодных растений, цветов, газонных трав предпочитают слабокислые и нейтральные почвы . Но есть и любители кислых почв, о которых говорилось выше. Известкование кислых почв необходимо для повышения плодородия и рыхлости почвы, поскольку в слабокислой и нейтральной среде активизируют свою жизнедеятельность азотфиксирующие бактерии, живущие на корнях бобовых растений, а также свободноживущие в почве микроорганизмы. Они способны усваивать азот из воздуха и передавать его в доступной форме корням культурных растений. Более комфортной становится известкованная среда для жизнедеятельности микроорганизмов, разлагающих растительные остатки в почве, делая ее более плодородной.

На повышенную кислотность почв указывают травы, естественно растущие на земле: хвощ полевой, лютик ползучий, щавель конский, воробьиный; вероника дубравная, кислица, торица полевая. Начальная стадия заболачивания присутствует на земле, где растут лютик ползучий, гречишник коленчатый, горец раковая шейка. (Чтобы разобраться, что именно растет на участке, полезно завести полевой атлас - «Растения средней полосы Европейской России», где есть иллюстрации и краткое описание около 700 видов дикорастущих растений). На кислых почвах (pH 3 - 5,5) плодовые и ягодные культуры развиваются плохо, избыточную кислотность нужно нейтрализовать с помощью золы, гашеной извести, мела, доломитовой муки, мергеля, сланцевой и торфяной золы, шлаков металлургического производства, цементной пыли. Известковые материалы вносят раз в 4 - 5 лет, осенью или весной под перекопку в дозе 400 - 600 г на квадратный метр на средне- и тяжелосуглинистых почвах, 250 - 400 г на кв. метр на супесчаных и легкосуглинистых почвах. Зола обычно в изобилии образуется на участке после корчевки лишних деревьев сорных пород и сжигания отходов. Ее доза в 2 - 10 раз выше, чем известняка (мела), при этом зола является ценным калийным удобрением, содержит необходимый растениям магний. Такие дозы известкования приводят к снижению кислотности до 5,5. Если почва очень кислая (верховой торф с pH 3), то известкование проводят два года подряд, чтобы слишком большая доза не привела к резкому ощелачиванию почв. Нельзя вносить известь одновременно с навозом - теряется азот. Вначале рассыпают известь, заделывают ее в почву, затем вносят навоз. Точно так же не совмещают внесение известковых материалов и аммиачных форм удобрений: в этом случае известь вносят осенью, азот - весной, чтобы не вымывался осадками.

Индикатором слабокислой и почти нейтральной почвы служит произрастание других трав: пырея ползучего, ромашки непахучей, вьюнка полевого, клевера лугового, ползучего; бодяка огородного, сныти, мака-самосейки.

Показатель благополучной плодородной почвы с высоким содержанием азота - крапива двудомная и осот овощной, растущие именно на нейтральных богатых почвах. Из древесных пород «предшественником» плодового сада являются клен, рябина, дуб, шиповник, а также травы: бобовые (клевера, люцерна, вика, донники) и луговые злаки. Но учтите, что на богатых азотом почвах растения менее морозостойки.

Освоение дачного участка, где ничего культурного давно не росло - дело небыстрое. Как сделать грядки, которые уже на следующий год дадут хороший урожай? Известный садовод и огородник Николай Курдюмов рассказывает, как улучшить глинистую почву, песчаную и чем грядки своими руками отличаются от обычных.

Мой друг в молодости жил в знаменитой станице Старочеркасской - столице донского казачества. Пойма Дона, чернозёмы луговые, двухметровые, мягкие. А его огород был к тому же на месте старых полковых конюшен.

Помню, он искренне жаловался: ну, сплошное мучение урожай собирать! Картошка в бурьяне - чуть не ведро с куста, свёкла - две штуки в ведро уже не влазят! Разумеется, такую почву улучшать - только портить. Ей достаточно возвращать столько органики, сколько на ней выросло. И копать её - преступление. Но таких счастливых мест у нас немного. Моему другу просто повезло.

Нам же, простым глинистым, чтобы достичь хорошего плодородия, с почвой нужно поработать. И дабы не ждать годы, лучше сразу улучшить почву в грядках - первый и последний раз, но кардинально. Ох, сколько раз я пожалел, что не сделал этого сразу!

Улучшение почвы при освоении участка: с чего начать

Если ваша почва - тяжёлый суглинок, то нужны перегной, песок, а при возможности и мелкий отсев керамзита. Если это бедная супесь, нужны глина и перегной. В обоих случаях треть нового объёма грядки должна составлять органика, перегнившая в разной степени. И только для торфяника нужна свежая азотистая органика: трава или сено, кухонные отходы, негодное зерно или испорченный комбикорм. А также немного глины и песок.

Знаменитый австрийский пермакультурист и фермер-природник Зепп Хольцер применяет свой способ быстрого создания гумусного запаса на крайне бедных почвах и в жёстких климатах. На месте грядки роется траншея 40–50 см глубиной и такой же ширины. Она забивается сухими стволами, ветками, гнилушками. Это - первичный запас медленной органики и "губка" для влаги на время засухи.

Затем траншея закапывается, и в варианте Зеппа земля набрасывается с боков, укладываясь в вал высотой 70–100 см. Смысл вала - огромная разница микроклимата. Солнечная наветренная сторона - жарко и сухо. Солнечная подветренная - жарко и повлажнее, субтропики. Теневая без ветра - влажно и не жарко, теневая с ветром - не жарко, но влагу выдувает.

С теневой стороны растения будут карабкаться вверх, на гребень. На солнечной - будут куститься и млеть, как на пляже. Учитывая всё это, Зепп засевает вал смесью разных растений - злаков, тыкв и кабачков, фасоли, кукурузы и подсолнухов - всем, что имеет крупные семена и быстро наращивает биомассу.

Кстати, площадь склонов вала - это полторы площади его основания.

Готовый вал укрывается соломой или сеном, укрепляется от ветра ветками, а ветки - продольными жердями. Огромное достоинство вала - ранний и быстрый прогрев грунта . Между грядами образовалась траншейка - в неё тоже положили ветки и укрыли соломой. Корни дотянутся и сюда.

Посев делается прямо в солому с помощью заострённого колышка. Семена всходят после дождей. Все растительные остатки остаются на гряде. Через год сюда сажается и картошка, и разные брюквы с турнепсами, и тыквы с кабачками, а на вершину - стена кукурузы.

Красиво, глубоко, природно! Но скажу честно: это для самых увлечённых пермакультурой и лично Зеппом владельцев гектара. Для моего огорода в три сотки - не вариант. Не привыкли мы лазать по крутым валам и распутывать вольно смешанные кущи. Не настолько знаем поведение разных растений. С налёта не возьмусь. Поэтому склоняюсь к более обычным способам.


В моих ранних книгах - "по Джону Джевонсу". На самом деле все умные огородники и виноградари так делают. Но так уж вышло: Джевонс написал бестселлер, я его прочёл в конце 90-х и впечатлился.

Джон - американец, фермер-органист и трудяга, изобретатель "био-интенсивного мини-земледелия" (БИМЗ). Урожаи с его грядок были многократно больше традиционных - согласитесь, это впечатляет.

Изобретать он начал на крайне скверной, бедной почве. Поэтому улучшал её сразу, и затем наращивал плодородие уже не с нуля. Смысл прост: надо смешать почву с органикой (а если нужно, то и с песком или глиной) на глубину двух штыков лопаты. Ну, два штыка - это в жаркой Калифорнии. Нам достаточно полтора (35–40 см). И три-четыре лопаты в ширину.

Джевонс предлагает смешивать почву с добавками, постепенно двигаясь по грядке: снял верхний слой, смешал дно с компостом, вернул верхний слой, смешал его с компостом, продвинулся чуть дальше... Я делаю проще. Улучшая свою глинистую грядку песком, самый плодородный верхний слой вынимаю целиком и складываю с краю. В дно вмешиваю добавки и возвращаю верхний слой на место, тоже что-то вмешивая.

Верхний, самый органический слой вынут, он слева. Дно смешивается с песком. Верхний слой возвращается так же с песком. Только так мне удалось радикально уменьшить плотность моей глинистой почвы. Комфортная зона для корней углубилась почти вдвое. Остаётся заново структурировать почву - этим займутся черви и корни.

Итак, берём лучшее из обоих способов. Вынимаем верхние 10–15 см самого плодородного грунта. Углубляем дно траншейкой глубиною в штык лопаты. В траншейку - брёвнышки и толстые ветки, но негусто, чтобы капиллярная связь с подпочвой быстро восстановилась.

Этот бурелом невредно слегка припудрить каким-то азотным удобрением, увлажнить навозной болтушкой или содержимым биотуалета - быстрее будет гнить. Полезно подкинуть немного свежих сорняков - тот же азот. На сухом юге исключительно невредно сыпануть гидрогеля , по кружке на квадратный метр.

Возвращаем вниз подпочву из траншейки, проталкивая её между деревяшками. Излишек подпочвы раскидываем в проходах или вывозим подальше. На дно кладём одну-две полосы незрелого компоста или травы, сдобренные ЭМ, "Сиянием" или иным биоактиватором. Затем засыпаем грядку вынутым верхним слоем вперемежку с добавками (песок/глина) и перегноем.

Получается приподнятая грядка - выпуклый пологий вал. Выпуклость добавляет растениям изрядно пространства и освещённости, а весной лучше принимает лучи солнца. Для сырого Нечерноземья и - идеальный вариант грядок своими руками. В степной зоне нужна и .

На фото - грядки-гребни на участке Ирины Калмыковой на Тамани . Они намного раньше и лучше прогреваются. Здесь, в очень засушливой зоне, они укрыты специальной мульчирующей плёнкой, под которой лежат капельные ленты.


Результат нашего потения: грядка готова сразу дать приличный урожай. Разница видна в первый же год. Посмотрите на фото. Три куста огурца справа - на улучшенной почве, два слева - на обычной. Огород Л. Лобанова, г. Иваново.

На следующем фото: почва справа также улучшена. Заправка органики и биоактиватора заодно прибавила почве тепла. Урожай баклажана в 9 раз больше, чем с левого контрольного куста. Опыт А. Бушихина, Ярославль.

Уже немало! Но это только начало. Почва ещё не населена живностью, не оструктурена, не пробита корнями, не засеяна копролитами червей и прочими какашками. Теперь мы ежегодно будем улучшать её природными силами: растениями, червями, микробами и грибами. Но это уже нетрудно. Наше главное занятие - кормить почвенных тружеников и всяческой органикой. Другой важный труд - не мешать им . Остальное они сделают сами. И уверяю вас - сделают так замечательно, как вам и не снилось.

Комментировать статью "Как улучшить почву на дачном участке? 2 способа"

Высокие грядки зимой. Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай.

У кого грядки стационарные?. На грядках. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и У кого грядки стационарные? Поделитесь,пожалуйста впечатлениями,удобно или нет,из чего сделаны,как ухаживаете, и проч.Спасибо.

Мы делаем "теплую грядку " на пустом участке выкапываем большую яму под грядку. Глубина около 30 см, вдоль ставим шифер (можно сделать ограждение из досок)немного углубляя в землю. Получается яма и над землей около 20см. В эту яму сбрасываем сорняки, остатки еды...

Раздел: Обустройство участка (оптимальная грядка). Оптимальная ширина грядки и материал изготовления. Поделитесь, пожалуйста, опытом. Для выращивания зелени какой размер грядок удобнее? И стоит ли покупать оцинкование или деревяшки лучше.

Высокие грядки - поделитесь опытом. На грядках. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и Между грядками сделали расстояние, чтобы проезжала газонокосилка. Две последние недели с середины мая на даче не были, приехали...

Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки Жечь их нельзя (оказывается, вообще ничего на участках жечь нельзя). Что делать с дубовым листом?. Покрытая органическими удобрениями почва быстрее прогревается весной...

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды вопрос приблизительно такой: как из этого богатства соорудить грядки -короба? то есть можно ли не обрабатывая почву вообще...

Сделаны две грядки (редис и салат). Обе накрыты на дуги Агротексом-30. В инструкции материала указано что можно поливать не снимая материал. Сверху на материал? ПыСы - огородом занимаюсь первый год.

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и Сейчас перекапываю обработанные участки - удаляю корни на всякий случай, и буду Почву не улучшает. Он просто убивает все, что уже выросло зеленое. То есть на семена сорняков и...

Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай. Сегодня редко на каком дачном участке не увидишь хотя бы небольшой газон или его подобие.

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай. Мы прорыли канавки по участку чтобы вся дождевая с участка вода сливалась в пруд. А она не позволяет почве пустовать.

заросший участок. Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка Обычно вдоль забора по периметру участок легко зарастает сорняками, поэтому внимательно следим за чистотой Посадка картофеля на дачном участке...

что посадить на участке?. Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и Очень нужен ваш совет! Есть участок 6 соток. Земля влажная, болотистая. Планируем весной завозить землю. Что можно посадить на таком...

грядки для новичка. На грядках. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай. Помогите чайнику, как сделать грядки, с чего начать, чего купить, какой земли?

Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка Посоветуйте, что хорошо растет на на участке где круглые сутки солнце, а почва суглинок. Поговорим о том, как улучшить плодородие почвы под слой почвы, особенно на холодных почвах (глина...

Научите дурынду делать грядки!. Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай.

Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство Имеется необработанный низкий участок,примерно на трех сотках стоит вода даже летом. Кислотность почвы: как определить и изменить pH почвы на дачном участке, чем опасен...

Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада Трава - почему не растет? Что то сделали не так. Мы перекопали участок, разровняли, посеяли траву, посыпали удобрений, прошлись граблями.

Техника для дачи. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай. 3 способа борьбы с сорняками весной и летом. Что делать на даче, пока лежит снег. Версия для печати.

Это утопия. Чисто потребительский подход к выращиванию растений разрушает плодородный слой почвы.

Большинство агрономов думают, что плодородная почва - это определённого химического состава. Такое представление в корне не верно, и именно оно приводит к разрушению почвы. Не верите? Читайте дальше.

Всем известно, что плодородный слой у почвы сравнительно небольшой, и находится на поверхности земли. Если выкопать в земле двухметровую яму, то видно невооружённым глазом, что плодородной почвы на её дне нет, хотя если предположить, что плодородие почвы определяется её химическим составом, то на такой глубине она наоборот должна быть более плодородной, т.к. растения сюда не добираются.

Также всем известно, что для нормального развития растений почва, в которой они растут должна быть рыхлой. Здесь нас АГРОНОМЫ ОПЯТЬ ЗАВЕЛИ НЕ ТУДА и сказали, что для этого нужно её регулярно перекапывать. Перекапывая почву, мы сначала делаем из неё землю, потом песок и, наконец, пыль. А потом всем этим дышим.

Ещё одна ошибка - то, как мы высаживаем растения. Разные растения потребляют и производят разные микроэлементы. Если на грядке вперемешку растут разные растения, то они работают друг на друга и практически не требуют за собой ухода. А если всю грядку заполняют растения одного вида, то они начинают бороться между собой за место под солнцем. В результате от недостатка микроэлементов мы получаем больные растения. Пытаемся вылечить их химией, опять же по совету агрономов, и вступаем в ПОРОЧНЫЙ КРУГ.

Так что же, нам всем идти бить агрономов за то, что они дают нам ложную информацию? Можно конечно и сходить, но проблемы это не решит. Более разумное действие - самим разобраться, чем определяется плодородие почвы. Оно того стоит - если нам удастся скопировать поведение Природы - ведь сейчас только она делает почву плодородной, то больше не нужно будет гнуть спину в огороде - там будет всё расти само. Заманчиво? Идём дальше.

ПЛОДОРОДНАЯ ПОЧВА - ЭТО ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, а не просто набор химических элементов. То, что она содержит множество микроэлементов - это побочный эффект её «живизны». Для того, чтобы повысить плодородие почвы нужно повысить её «живизну», а в живую почву необходимые микроэлементы приходят сами. Не верится? Никакой мистики здесь нет, а есть только точные законы Природы.

Во-первых, плодородная почва - это не земля. Земля - неотъемлемая её часть, но это только каркас, на котором образуется плодородный слой.

Сначала разберёмся, как сделать почву рыхлой. Это просто - нужно несколько раз подряд высадить в неё однолетние растения с длинными корнями. Когда их длинные корни отомрут, останутся ходы, за счёт которых почва будет рыхлой.

Теперь разберёмся, где взяться микроэлементам, которые нужны растениям. Здесь тоже проблем нет - нужно просто не оставлять грядки голыми под палящими лучами солнца. Частично выполоть сорняки, а частично оставить, причём выполотые сорняки бросить здесь же на грядку. Плюс высаживать растения вперемешку друг с другом, а не отдельными грядками.

Вот и всё, дальше растения и выполотые сорняки будут делиться между собой микроэлементами. Последняя проблема - где взять воду. Вы наверно удивитесь, но и здесь проблемы тоже нет. Нужно всего лишь обложить всходы наших растений пятнадцатисантиметровым слоем соломы, листвы или хвои.

Этот слой называется МУЛЬЧА. Большинство людей, которые пользуются мульчёй, думают что, она только сохраняет влагу. На самом деле она влагу ещё и производит. Вверху и внизу мульчи температура воздуха разная, за счёт этой разницы на мульче выпадает роса, так необходимая для растений.

Роса выпадает не только в мульче, но и в ходах, которые оставили корни старых растений, т.е. однолетние растения с длинными корнями несут двойную пользу.

Вот и вся техника плодородия почвы. Как видите, НИЧЕГО СЛОЖНОГО ЗДЕСЬ НЕТ. Плодородная почва делается настолько просто, что в эту простоту очень трудно поверить, поэтому мы всё ещё ищем волшебное удобрение, которое сделает нашу почву плодородной. Но истина в том, что такого удобрения нет и быть не может.

ТАК ДАВАЙТЕ УЖЕ ПЕРЕСТАНЕМ ГНУТЬ СПИНУ, И ПРЕДОСТАВИМ ПРИРОДЕ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОЙ ВОССТАНОВИТЬ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ!

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о существующих экопоселениях, Родовых поместьях, их истории создания и все об экодомах вы можете найти там, где вам максимально удобно

МБДОУ д/с №8 ___________________________________________________________________

Конспект открытого НОД в старшей группе

на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»

Подготовила: воспитатель

Вурдиханова Татьяна Рамазановна.

г.Махачкала 2017г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

Задачи:

1) познавательно-исследовательские

Формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.

Упражнять в умении анализировать;

Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

2) речевые

Активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;

3)коммуникативные:

Формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.

4) двигательные:

давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка., работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим»,

5) восприятие фольклора: пословиц о земле.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к повести Э. Н. Усперского "Дядя Федор кот и пес". Просмотр презентации «Почва».

Оборудование и материалы: схема-плакат «состав почвы»;,схема-плакат "почва-взаимосвязь с окружающим""; для опытов: образцы почвы(песчаной,глинистой,плодородной,чернозем), стаканы с водой, лупы, ложки,салфетки; пословицы, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

Методические приёмы:

вопросы к детям;

экспериментирование;

исследование;

использование физкультминутки

Предварительная работа:

наблюдения на прогулке за почвой;

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Придумано кем_то просто и мудро:

при встрече здороваться:"доброе утро!"

доброе утро солнцу и звездам

доброе утро улыбчивым лицам.

и каждый становиться добрым,улыбчивым.

пусть доброе утро длиться до вечера.

Мотивационно-ориентировочный этап:

Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Ребята, это письмо из Простоквашино от Дяди Федора. Он пишет, что у них возникли проблемы. Матроскин с Шариком посадили овощи, но урожай не везде вырос удачный. Дядя Федор просит нас разобраться, почему так получилось . Хотите ему помочь?

Поисковый этап:как мы можем помочь ему.Давайте порассуждаем.

где растут овощи(ответы детей).

Что же такое земля?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Конечно же, вы правы, слово земля имеет много значений – это и название нашей планеты,на которой живем,плодородный слой на нашей планете.мы с вами будем говорить о земле на которой все растет,о земле -матушке нашей кормилице.земля-какое это емкое слово!земля- кормилица,Земля-поилица,родная мать -Земля.так уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название-

Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?

А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.

(Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики,

Практический этап:

У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей) .

дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).

ОПЫТ 1:

нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт. : Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.

Какой вывод можно сделать исходя из результата опыта? (в почве есть воздух необходимый для жизни растения.) Им дышат многие животные подземного мира

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. КРОТ,ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ , МУРАВЬИ,ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА),МЕДВЕДКА .

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы!

Дети приглашаются на свои места. А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

В какой почве растения растут лучше всего? Почему?

Ответы детей.

Чернозем содержит много полезных питательных веществ. На нем растения лучше всего растут и развиваются.

Педагог подводит итог занятия.

Ребята, на какой же почве нужно выращивать урожай? Что мы напишем Дяде Федору?

Ответы детей.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Рефлексивно-оценочный этап:

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью таблицы сиквейн.

1- «почва»,

2-как вы можете описать почву? (плодородная, сыпучая.

3-Что делает,.-пропускает и удерживает, питает.)

4-Где нет земли, там нет травы.

5- почва-это жизнь.

Дорогие ребята, вы хорошо потрудились, помогли Дяде Федору, выяснили из чего состоит наша земля, что она плодородна и она дарит вам сюрприз-целую корзину душистых,спелых,румяных яблок,за то,что вы заботитесь о ней,и она любит вас.


Какая почва в вашем саду, на огороде? Ведь качество плодов и овощей зависит от состава и структуры почвы. Оказывается, и земля требует питания, своевременной подготовки для усвоения его, улучшения воздушного и водного режима.

Какая почва в вашем саду, на огороде? Ведь качество плодов и овощей зависит от состава и структуры почвы. Оказывается, и земля требует питания, своевременной подготовки для усвоения его, улучшения воздушного и водного режима.

Что же оздоравливает почву, делает ее плодородной? Весь верхний слой почвы (до 3 см) населен микроорганизмами, бактериями, полезной плесенью. При слишком глубокой перекопке с перевалом верхнего слоя вниз мы нарушаем жизнь этих микроорганизмов и лишаем корни культурных растений доступной формы различных элементов. Значит, усвоим правило: глубоко не пахать, не копать, верхний слой не углублять. Для того чтобы живой мир в почве не исчезал, нужно «подкармливать» его органикой. Осенью разбрасывают навоз, перегной, компост и заправляют в почву на глубину до 15 см и мельче.

А если нет навоза, тогда, простой соломы, травы, вернее, сухого сена, чтобы сильно не закисала почва. В междурядьях, около кустов ягодников, в приствольных кругах выкапывают канавки, бороздки, ямки глубиной до 12 см, укладывают в них рубленую солому, сенную труху, размельченную кору деревьев, опилки, стружки поливают болтушкой (1 кг полупревшего соломистого навоза, компоста на 1 ведро воды). Можно посыпать биогумусом. Биогумус поможет оздоровить почву в саду и огороде, обеспечить ее биологическим удобрением , которое содержит богатейшую флору бактерий, микроорганизмов.

Начинающие садоводы совершенно не следят за живым миром в почве, на многих, особенно новых участках, нет в земле даже дождевых червей. Нельзя откладывать до осени эту работу. Небольшое количество перегноя, биогумуса и по строгой норме минеральные удобрения нужно заложить и неглубоко заправить сейчас, после оттаивания земли.

Этот невидимый, очень сложный и благодатный мир в почве создается и живет тогда, когда земля рыхлая, пронизана воздухом, кислородом. Весной талые воды уплотняют бедные, лишенные органики, слои земли, затем она покрывается плотной коркой, и жизнь в такой почве замирает. Своевременное рыхление поможет обогатить землю кислородом и микромир заработает на пользу растениям. Чтобы не превратить почву в мертвый субстрат, почаще заносите на участок вместе с перегноем дождевых червей, мульчируйте в грядках разной органикой, не жгите прямо на земле костры, все здоровые растительные остатки не выносите с участка, а заправляйте неглубоко в землю.

На скорость роста и форму дерева может оказывать влияние структура почвы, например, на тяжелой глинистой земле крона у деревьев поникает, медленнее развивается. На такой почве корням не хватает кислорода. Полезно в междурядьях и даже в приствольном кругу сеять горох, гречиху, фасоль, люпин и другие травы. Их корни улучшают воздухопроницаемость к корням плодовых деревьев. Весной деревьям будет легче перенести талые воды.