Диалоговые и дискуссионные технологии обучения. Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки — кейс-технологии, учебный диалог. Другие формы диалогового взаимодействия

Доклад по дисциплине:

«Педагогические технологий»

«Диалоговая педагогическая технология»

Плотникова М. , 393(8) гр.

Диалоговая технология, её функции, элементы, компоненты.

В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной), при которой преподаватель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем студентам без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения студентов при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с преподавателем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого студента.

Элементы диалоговой технологии:

* постановка целей и их максимальное уточнение;

* строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;

* ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;

* оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

* заключительная оценка результатов.

Педагогическая диалоговая технология в формировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции :

* когнитивную;

* креативную;

* рефлексивную.

Компоненты педагогической диалоговой технологии:

* коммуникатор-учитель (тот, кто задает смысловую направленность диалога, ставит перед обучаемым «задачу на смысл», создает соответствующую смысловую установку или является транслятором определенного смысла);

* мотив и цель смыслообразования (то, что должно в диалоге порождать желание обучаемого вербализовать личностный смысл);

* код коммуникации (устный или письменный диалог);

* реципиент-ученик (его мотивационно-смысловые особенности);

* результат (обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимом с уровнем учебного результата).

Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяют: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Действия преподавателя:

* должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого студента;

* определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре;

* подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих;

* распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе;

* готовит студентов к роли оппонента, логика;

* руководит всей работой семинара;

* подводит итоги состоявшейся дискуссии;

* задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада студента;

* фиксирует противоречия в рассуждениях.

Действия студента:

* учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника;

* получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Так, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.

В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку», отражающую реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель перед семинарским занятием. Если студент назначается на роль ведущего семинара-дискуссии, он получает все полномочия преподавателя по организации дискуссии: поручает кому-то из студентов сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения, и т.д.

Оппонент или рецензент : воспроизводит процедуру оппонирования, принятую в среде исследователей. Он должен не только воспроизвести основную позицию докладчика, продемонстрировав тем самым ее понимание, найти уязвимые места или ошибки, но и предложить свой собственный вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика или оппонента, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений. Психолог отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия студентов на семинаре-дискуссии, добивается согласованности совместных действий, доброжелательности отношений, не допускает превращения дискуссии в конфликт.

Эксперт оценивает продуктивность всей дискуссии, правомерность выдвинутых гипотез и предложений, сделанных выводов высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения.

Преподаватель может ввести в дискуссию любую ролевую позицию, если это оправдано целями и содержанием семинара. Но особая роль принадлежит, конечно, преподавателю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого студента. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; готовит студентов к роли оппонента, логика; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии.

Во время семинара-дискуссии преподаватель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада студента, фиксирует противоречия в рассуждениях.

На таких занятиях необходим доверительный тон общения со студентами, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Учебная дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение) - это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

* подготовка (информированность и компетентность) студентов по предложенной проблеме;

* семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми студентами);

* корректность поведения участников;

* умение преподавателя проводить дискуссию.

В наше время считается, что каждый ученик должен сам определять свой образовательный маршрут, осознавать, что ему требуется, ставить перед собой цели и находить пути их достижения.

В этом ему, разумеется, требуется помощь учителя. Если раньше учитель говорил, а ученики воспринимали информацию, то теперь требуется, чтобы ученики самостоятельно определяли, чему и как они хотят учиться, то есть речь идет уже о диалоге, о взаимодействии. Ученые идут еще дальше и рекомендуют педагогам стремиться к тому, чтобы диалог существовал не в форме учитель - ученик, а в форме ученик - ученик.

Что дает технология диалогового обучения?

В первую очередь учебная деятельность в такой ситуации помогает сделать учебный процесс более целенаправленным и эффективным и значительно повышает интерес школьников к изучаемому материалу, а также позволяет воспринимать его творчески, развивая одновременно мышление.

Во-вторых, технология диалогового взаимодействия создает условия для развития личности самого ученика, его самореализации.

Результатами использования этой технологии являются следующие умения школьников:

  • вести диалог;
  • выстраивать беседу;
  • формулировать вопросы и ответы;
  • вычленять главное;
  • терпимо и внимательно относиться к собеседнику;
  • отстаивать свою точку зрения, но не навязывать ее;
  • слушать и слышать.

Принципы диалогового взаимодействия

  • Это не воздействие сверху-вниз, учителя на ученика, а взаимо действие, то есть должно присутствовать не стремление учителя обучать, а умение погружаться в процесс самообучения совместно с учениками.
  • Стараться не задавать вопросов и не формулировать проблему, а предлагать это самим ученикам.

Это позволяет сформировать такие отношения в школьном коллективе, которые позволяют поставить в центр не программу и изучаемый материал, а личность ученика и его интересы. Это помогает сформировать творческое мышление, способность рассуждать самостоятельно и оказывать уважение другому человеку с другими убеждениями. Другими словами, можно сказать, что технология учебного диалога — это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования.

Как организовать диалог на уроке

Обязательными условиями диалога на уроках являются:

  • стремление всех участников и в самом деле взаимодействовать друг с другом;
  • наличие собственной точки зрения;
  • отсутствие страха;
  • стремление слышать другого и аргументировать собственные взгляды, понимая точку зрения другого, но необязательно принимая ее.

Диалог позволяет воспитывать у школьников взаимоуважение, сопереживание, стремление к пониманию, учит правильному взаимодействию на межличностном уровне. Однако это длительный процесс: надо набраться терпения.

Психологи советуют начать с того, чтобы правильно организовать учебное пространство, то есть расставить парты так, чтобы диалог вообще был возможен: расположить столы таким образом, чтобы все видели всех и могли общаться, глядя друг на друга. Кроме того, надо смириться с тем, что на уроке не будет тихо, ведь школьники станут непосредственно обсуждать какую-либо проблему.

Затем необходимо выработать правила, которых должны придерживаться все ученики при работе в группах. Правил не нужно много, но они должны неукоснительно соблюдаться. Например, они могут быть такими:

  • При разговоре смотри на собеседника и обращайся к нему по имени.
  • Не допускай грубых, оскорбительных замечаний.
  • Выслушивай собеседника до конца.
  • Если учитель поднимает руку, надо прекратить обсуждение и выслушать его сообщение.

Возможно, потребуется еще какие-то дополнительные пункты. И лучше, если эти правила ребята придумают сами.

Формы организации диалогового взаимодействия на уроке

Для обучения диалоговому взаимодействию используется работа в группах. Это могут быть или , или малые группы, до 6 человек. Группы из большего числа детей, как правило, не являются работоспособным: в них присутствуют школьники, которые в действительности не принимают участия в решении задачи.

Работа в паре обычно требует лучшего владения технологией ведения диалога, поэтому к парам лучше перейти позже, когда ученики уже научатся работать в малой группе.

Всем группам может быть предложено одно и то же задание; в этом случае они дополняют ответы друг друга и задают вопросы.

Можно предложить группам различные задания; тогда отчет будет напоминать научную конференцию, на которой каждая группа делает собственный доклад.

Иногда изучаемая тема предполагает возможность разделить ее на несколько направлений; тогда каждая группа получает свое задание, но при сложении вместе отдельные результаты дают один общий. Такой вариант представляется оптимальным, однако не всегда он возможен в силу объективных причин.

Отчеты групп могут выглядеть по-разному. Это может быть научная конференция, ролевая игра (например, ) или творческий отчет.

Того, кто будет отвечать за всю группу, может выбрать учитель или группа.

Как поделить класс на группы

Существует несколько вариантов деления класса на группы; все они имеют свои плюсы и минусы, идеальных не существует. Учителю нужно выбрать какой-то вариант, опираясь на особенности учеников или темы.

Первый вариант деления на группы — пожелания учеников. Плюс этого способа в том, что в группе наверняка окажутся ребята, которые между собой охотно общаются, может быть, даже дружат. То есть не возникнет проблем с психологической совместимостью и с построением диалога внутри группы. Однако уровень такой группы может оказаться не слишком высоким. Кроме того, могут оказаться «за бортом» дети, которых никто не пригласил.

Аналогичная проблема возникает и в том случае, если принцип деления на группы — по решению лидера. Учитель назначает нескольких руководителей, и они подбирают себе «научную группу». Разумеется, все стремятся пригласить к себе сильных учеников, а это приводит к тому, что часть слабых оказывается не у дел и учителю приходится самостоятельно формировать из них группу. Психологический климат в такой группе будет плохим, ведь все дети уже травмированы тем, что их не выбрали, а уровень знаний окажется низким.

Случайное деление на группы — это разного рода жеребьевки, деление по знакам зодиака, по первым буквам имен, по положению в журнале и так далее, подробнее о разделении класса на группы . В этом случае можно ожидать, что группы будут более или менее равными по знаниям. Хотя это может быть и не так. Во всяком случае, никому не будет обидно. Но при таком делении в одной группе могут оказаться ученики, которые друг с другом не общаются. Может быть, они смогут преодолеть свою антипатию и все же попытаться вступить в деловое взаимодействие (и это будет значительным шагом вперед, ведь такое умение наверняка пригодится детям в жизни!). Но может оказаться и так, что взаимодействовать они все-таки не смогут, в результате группа станет неработоспособной.

Наконец, учитель может сам разделить школьников на группы, руководствуясь собственным рассуждением. В этом случае группы будут достаточно работоспособными. Чтобы этого достичь, учитель должен разделить весь класс на несколько уровней. Обычно рекомендуют четыре: очень слабый, слабый, средний, высокий. Или шесть; тогда высокий уровень делится на очень высокий и просто высокий и добавляется уровень «ниже низкого».

Чаще всего учитель стремится объединить в одну группу учеников с примерно одинаковым уровнем знаний; это правильно для первых 3 или 4 групп, но слабые и слабее слабых самостоятельно работать не смогут; требуется, чтобы в этой группе были также ученики среднего уровня. Именно они станут лидерами и руководителями работы в такой группе.

Иногда группы создаются не по уровню знаний, а по темпераменту. Если учитель избрал этот вариант, надо помнить, что не стоит в одном коллективе объединять ребят с ; напротив, лучше соединить сангвиника с меланхоликом или флегматиком; холерика — с меланхоликом или тоже флегматиком.

При том что учитель старается грамотно и рационально поделить школьников на группы, этот метод также имеет свои минусы. Во-первых, в группе могут оказаться дети, которые не хотят и не любят взаимодействовать. Во-вторых, некоторые могут обидеться, потому что они хотели бы попасть в другую группу и отлучение их от компании друзей они могут воспринимать как проявление личной антипатии учителя.

Формы работы в группах

Чаще всего для работы в группах отбирается какой-либо масштабный материал, который можно подразделить на несколько мелких тем, а эти темы раздаются группам случайным образом или по какому-либо принципу. Например, если группы формировались по уровню учеников, то разумно более сложное задание предложить более сильным группам. Однако при этом возникает проблема справедливости оценки.

В том случае, если группы формировались случайным способом, можно таким же способом распределить между ними задание, то есть по жребию.

Алгоритм работы такой. Каждая группа должна выбрать из своего числа лидера, который будет руководить работой; затем группа ставит перед собой учебную задачу, связанную с выданным заданием, определяет пути достижения результата, распределяет работу между всеми членами группы. После этого начинается работа по выполнению учебного задания, которую контролируют либо лидер, либо специально назначенный контролер, либо непосредственно учитель — в зависимости от возраста учеников и их готовности к самостоятельной деятельности. В конце происходит окончательная корректировка работы и на этом завершается деятельность группы. Ученики готовы к отчету.

В какой форме проходят отчет группы

Чаще всего один из учеников, которого выбирает сама группа либо учитель, озвучивает задачу, стоявшую перед группой, рассказывает о путях ее решения и сообщает результат. Иногда отчитываться по очереди должны все члены группы. В некоторых случаях отчет проходит в форме научной конференции. Бывают творческие варианты отчета: допустим, ролевые игры. Часто на этом этапе проводится диспут, на котором каждая из групп должна отстаивать определенную точку зрения — ту, над которой она работала в течение указанного времени.

Другие формы диалогового взаимодействия

Для использования приемов диалогового взаимодействия, совершенно не обязательно проводить масштабные проекты. Работа в группах может осуществляться на каждом уроке в ходе небольшой игры. Например, это может быть эстафета. Допустим, учитель пускает по классу несколько листов, на которых написаны вопросы. Каждая группа отвечает на часть вопросов и передает лист другой. Вторая продолжает ответ и передает третей, и так до конца. Можно поручить одним группам придумывать вопросы, а другим — отвечать на них. А потом предложить поменяться.

Приведем еще примеры приемов диалогового взаимодействия:

  • подбор аргументов;
  • задавание «умных» вопросов;
  • игровые формы обучения.

Работа в парах

Работа в парах считается, по сравнению с работой в группах, сложнее. Если в группе для каждого ученика наверняка найдется кто-нибудь, с кем ему общаться легче, то в паре люди общаются один на один. Или оба находят возможность взаимодействия, тогда достигают успеха, либо не находят.

Существует большое количество в парах. В основном это относится к временным парам, которые создаются на незначительную часть выполнения общего задания. На этом строится, например, знаменитая методика Ривина, в ходе которой ребята разбиваются на пары. Один объясняет другому абзац своего текста, вместе они придумывают название; затем другой знакомит первого с абзацем из своего текста, также придумывается название; после этого пара распадается и каждый из членов первой пары ищет себе партнера на второй абзац. Такая технология позволяет школьникам научиться взаимодействовать с самыми разными людьми, а также помогает хорошо усвоить учебный материал.

Какие еще используются формы диалогового взаимодействия? Это различные обучающие игры. Например, или КВН; различные ролевые игры: например, телепередача, ток-шоу и т. п. Это различные игры в вопросы и ответы, при которых каждая , или в соответствии с выпавшим жребием, а затем отвечает на вопрос либо той же команды, либо тоже по жребию.

Недостатки технологии

Как ни много достоинств у диалогового взаимодействия, есть и некоторые недостатки, с которыми следует смириться или попытаться свести их к минимуму.

  • Первый из них, как уже упоминалось,
    — это трудности распределения школьников по группам.
  • Второе — это проблема выставления оценки: одной группе достается более легкое задание, а другой — более сложное. Как в такой ситуации выставлять оценки?
  • Третье. Внутри группы часто присутствуют «мертвые души» — ученики, которые фактически не участвуют в ее работе. Как оценивать их?
  • Четвертое. Если группа разноуровневая, то одно и то же задание будет очень легким для одних и невыполнимо сложным для других.
  • Наконец, всегда есть учащиеся, которые по той или иной причине не хотят принимать участие в групповой или парной работе. Психологи советуют позволять таким ученикам выполнять индивидуальное задание, но если таких оказывается слишком много, то сама идея групповой работы принимает черты профанации.

Фото : Надежда Чернеева.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В ходе педагогической практики студенты нашего колледжа отделения « Дополнительное образование « достаточно часто используют диалоговые технологии обучен

Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество При применение студентами на практике диалоговой технологии появляется возможность организовать разнохарактерную и разноуровневую деятельность учащихся, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.

Для организации диалога в процессе занятия необходимо найти интересную тему, выбрать форму и структуру диалога. Структура учебного диалога:

1Сообщение темы

2 Постановка учебных задач

3.Совместный поиск решения, имеют место быть разные точки зрения

    1. Достижение совместного решения.

      Обобщение

Большое значение в диалоге имеет равноправное общение. Для его организации будущий

педагог должен уметь:

    формулировать проблему

    выражать собственную точку зрения в контексте иных;

    уметь слушать и понимать собеседников;

уметь выделить смысл, сопоставить различные мнения;

    оценивать смысл и значение поступающей информации;

    если учащимся трудно, уметь вовремя задать наводящий вопрос, помочь

В ходе диалога формируется речевая культура общения, формируются, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

В нашем колледже студенты проходили практику в подростковом клубе, где

организовывали для учащихся одной из школ Невского района интеллектуальную игру

«Дебаты». Тема «Что важнее для молодого человека в современном обществе образование или воспитание» . В ходе групповой подготовки к выступлению, наши студенты руководили учащимися,: приглашали к участию в обсуждении позиции всех

учащихся, подбадривали их, старались получить как можно больше информации, Ориентировали детей на общение друг с другом, руководствовались следующими

правилами:

        1. Каждый ученик имеет право высказать свое мнение

          Каждый имеет право на свою версию

          Каждый имеет право поддерживать либо критиковать версию товарища

При подготовке школьников к выступлению наши студенты использовали

следующии вопросы: это интересная мысль Оля, а что думает об этом Саша? А кто думает иначе? Кто может ответить на этот вопрос?

Мы со студентами договорились избегать оценочных реакций на ответы

учащихся, хвалили высказывающих свое мнение, стараясь вовлечь всех в

обсуждение проблемы. Давали, по мере возможности, время на размышление, избегали соблазна самим давать ответы на вопросы.

Подготовившись с помощью, наших студентов (для подготовки к выступлению командам давалось по10 минут) учащиеся достаточно

аргументированно отстаивали свою версию.Мероприятие прошло успешно.

Таким образом наши студенты использовали на практике диалоговые

технологии обучения.

При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя - терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога. Это возможно только при создании позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу мы обращаем особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. При проведении диалога важны чёткая организация и вовлечение каждого учащегося в диалог, управление процессом.

При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках изучаемой на занятии темы, уровень коммуникативной культуры учащихся и достижение целей занятия. Приведу несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога

    Критиковать идеи, а не человека. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

    Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

    Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

    Пытаться разобраться в том, что непонятно.

    Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы.

    Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

    Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов. В работе можно использовать следующие формы деятельности: дискуссию, диспут, групповую проектную деятельность, защиту проектов, обсуждение и решение комплексных экологических проблем и др. Диалоговая технология может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Практика показывает, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного занятия, пониманию учащимися предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

Доклад на РМО «Диалоговые технолигии»

(Выполнила учитель русского языка и литературы Чехлотенко Ольга Анатольевна)

« Постепенно в людях возникало уважение к человеку,

который обо всём говорил просто и смело. »

М. Горький

В свете современных задач, стоящих перед народным образованием и обусловленных социально-политическими и социально-экономическими изменениями в обществе, а также коренными изменениями в сфере науки, техники и производства, принципиально важное значение приобрела проблема развития личности ученика, повышение его интеллектуального и творческого потенциала.

В настоящее время все больше учителей привлекают инновационные технологии. Среди них особое место занимают диалоговые технологии , наиболее полно реализующие идею гуманизации и самореализации личности учащихся.

Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями в понимании личностного подхода к образованию. Меняется и сущность общения между учителем и учеником, которые приобретает характер диалога. Сегодня вопрос о диалоге заявлен как один из важнейших для концепции личностно-ориентированного образования.

В основе диалоговой технологии

Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили Сократ, А. Камю; гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский.

Именно в диалоге, в дискуссии видели суть воспитания великие педагоги Я.Корчак и В.А.Сухомлинский.

проблемность, общение и сотрудничество . На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов и т. д. в процессе диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение, защищать свою позицию.

Так что же это такое – учебный диалог? Это урок .

Эпиграфом к такому уроку как нельзя лучше подойдут слова М. Булгакова:

Они спорили о чем-то очень сложном и важном ,
причем ни один из них
не мог победить другого .
Они ни в чем не сходились друг с другом,
и от этого их спор был
особенно интересен и нескончаем .

Одна из целей обучения в диалоге это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Это стимулирует его на пути овладения знаниями.

Использование диалоговых технологий требует серьезной подготовки учителя и обучения школьников приемам ведения дискуссий, диспутов, умению сдерживать свои эмоции.

Вот несколько правил ведения диалога:

    Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том,

чтобы прийти к наилучшему решению проблемы;

    Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием

неоспоримых аргументов и фактов.

Для успешного установления отношений доброжелательного контакта учителя с учащимися важно соблюдать непременное условие – равенство психологических позиций учителя и ученика. Это означает признание и принятие учителем ученика таким, какой он есть, как равноправного активного субъекта познания, а не пассивного объекта воспитательных воздействий.

Главное здесь – направить усилия обучающихся на развитие сотрудничества, сотворчества , совместного поиска решение, а также на принципиальное исправление ошибочных ходов и просчетов как учителя, так и учащихся.

Равенство позиций и взаимность воздействий предполагают взаимное уважение, право ученика активно сотрудничать с учителем и активно воздействовать на него, что, в свою очередь, позволяют участникам дискуссии включиться в процессе активного познания друг друга.

Такое построение равных позиций в общении позволяет признать право ученика на собственные суждения и оценки, на свой оригинальный взгляд на мир, который можно отстаивать в спорах и дискуссиях прямо на уроке.

И задача учителя – не бояться этих споров, уметь организовать их, направить в продуктивное русло.

В основе учебного диалога лежит организация целенаправленного общения между учениками или между учениками и учителем. Особенностью диалогового обучения является то, что в его рамки хорошо вписываются элементы проблемно-поисковой деятельности, поскольку сам диалог всегда связан с решением определенных учебных проблем.

Активное использование диалоговых технологий обучения требует серьезной методической подготовки учителя и обучения учащихся приемам ведения дискуссий и диспутов, умение сдерживать свои эмоции, уважительно относится к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

Основной педагогический эффект диалогового обучения заключен в том, что он оказывает интенсивное развитие на личность обучаемых, способствует сознательному усвоению предмета в действительности, в творческом переносе и использовании знаний, умений в других сферах.

Активное обучение учащихся в диалоге повышает их коммуникативность, учит отстаивать свою точку зрения, слушать оппонента, обмениваться мнениями, идеями в условиях комфорта и творческой атмосферы на уроке.

    заранее подготовить вопросы;

Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью.

В диалоге формируется критическое мышление.

    Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему. Её можно использовать как отдельный педагогический приём, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса.

В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:

- моделировать реальные жизненные проблемы;

- вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими;

- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

- обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

В учебном процессе дискуссионный подход можно использовать в различных формах: дебатов, диспутов, полемик, споров.

В учебной деятельности используются: классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), « Круглый стол », « Аквариум », дискуссия « Что было бы, если… »

    Разновидностью « экспресс-дискуссии » могут быть « мини-дебаты » - они не требуют много времени, чаще всего проводятся « один на один » ( участвуют два ученика).

Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.

Применение технологии « Дебаты » в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации и учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала, повышению гражданского самосознания, выработке активной жизненной позиции.

Дебаты развивают:

    Логическое и критическое мышление;

    Навык в организации своих мыслей;

    Навыки в устной речи;

    Терпимость к различным взглядам;

    Уверенность в себе;

    Способность работать в команде;

    Концентрироваться на сути проблемы.

Необходимо отметить, что неизменная доброжелательность учителя, его готовность к контакту, умение расположить к себе учащихся вызывают их ответную готовность к сотрудничеству, желание идти навстречу.

И наоборот, приказной тон способствует формированию сопротивления учителю, нежелание участвовать в дискуссии.

Методы, позволяющие подготовить ребят к успешному ведению диалога.

Формирование диалогового мышления, можно начинать с простого.

    Например, с уроков в форме вопросов – ответов. На этих уроках учащиеся получали разные задания:

    ответьте на предложенные вопросы;

    продолжите фразу;

    составьте вопросы. (Иногда проверялись только составленные вопросы, ответы не интересовали, то есть вопрос задавался ради вопроса.)

    О звучивание подготовленной заранее интерпретации текста, где требуется выражение только твоей, нигде не подсмотренной, точки зрения, высвечивается только твоё восприятие.

    Это эвристические беседы , когда тебе необходимо услышать озвученную проблему, сформулировать гипотезу и выстроить своё мышление, чтобы отстоять свою позицию, и потом сформировавшиеся мысли обозначить речью .

Как разбудить диалоговую активность ребят.

как основа диалога .

Он должен иметь вариативный характер трактовки . Только обеспечив это условие, учитель получит возможность вызвать у учащихся встречную диалогическую активность .

А отсюда вытекает следующее условие: учитель должен начинать урок и выступать как дразнящий собеседник , то есть активно задавать провокационные вопросы.

В процессе учебного диалога старшеклассники высказывают суждения с различных точек зрения. Надо уважать и учитывать все позиции учащихся-участников диалога.

Учитель выступает на уроке равноправным участником диалога. Но важно помнить, что учитель является носителем социокультурных образцов , так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального), поэтому непозволительно учителю играть в незнание, непонимание.

Подводя итоги сказанному, можно отметить следующее:
диалогичность обеспечивает совместный поиск истины, а значит, эта форма обучения позволяет ученику быть не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания. Ученик экспериментирует в пространстве, созданном им самим, сталкивая свои гипотезы с возражениями, дополняя их новыми аргументами. Таким образом формируется исследовательский тип мышления ученика, во время всего диалога удерживается его мыслительная активность.

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше.

За счет обмена участников диалога не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого.

Диалогизация обучения русскому языку способствует развитию личностных свойств учащихся: жизненной активности, познавательной самостоятельности, наличию собственной позиции в отношении к родному языку, способности нести ответственность за свою точку зрения и отстаивать ее.

Именно интерактивные виды деятельности – тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы – способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные умения. Развивая эти качества в различных формах работы, подростки приобретают умения и навыки общественной деятельности, проживая смоделированные, искусственно созданные в тренингах ситуации, они вырабатывают свою систему взглядов на общественную жизнь.

Памятка по теме выступления « Диалоговые технологии ».

В основе диалоговой технологии лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика.

Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются – проблемность, общение и сотрудничество .

Учебный диалог-это урок особого типа, на котором учитель и учащиеся демонстрируют различные типы мышления и логики .

Для того чтобы учебный материал на уроке выступал как основа диалога , он должен быть представлен как удивительное, парадоксальное, загадочное, стимулирующее творчество при его осмыслении .

При использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя - терпимое отношения к различным взглядам учащихся, возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого обсуждения.

Несколько правил ведения диалога:

    Критиковать идеи, а не человека;

    Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы;

    Побуждать каждого участвовать в обсуждении;

    Выслушивать каждого, даже если с ним не согласен;

    Пытаться разобраться в том, что непонятно;

    Стремиться понять разные взгляды на проблему;

    Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы дискуссия не превратилась в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого преподаватель должен:

    заранее подготовить вопросы;

    не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

    не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных учеников или учителя с учеником;

    обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества ребят, а лучше - всех;

    не оставлять без внимания ни одного неверного суждения;

    не торопиться самому отвечать на вопросы;

    следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;

    сравнивать разные точки зрения.

Среди диалоговых технологий выделяются : проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью.

В учебной деятельности используются : классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), « Круглый стол », « Аквариум », дискуссия « Что было бы, если… »

Важно помнить, что дебаты проводятся не ради дебатов, а чтобы научить ребят:

    Быть честным, используя ту или иную информацию;

    Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения;

    Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательства;

    Уважать другого, искать решение совместными усилиями.

Учебный диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на новый уровень знаний, умений .

Диалог является основной формой социальной коммуникации, он учит школьника ясно выражать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. В системе репродуктивного обучения «диалог» часто трактуется как односложный акт общения по схеме: вопрос-ответ. Между тем, учебный диалог призван добиваться взаимодействия сознаний его участников, чтобы совместными усилиями предмет дискуссии становился объемным, понятным, разноплановым. Педагог, являясь организатором учебного процесса, имеет возможность применить в рамках диалога приемы сближения и налаживания сотрудничества с учеником, увидеть его внутренние проблемы, установки и позиции, на основе которых ученик формулирует свою точку зрения. В обучающем диалоге все вместе движутся к истине: пространство обсуждения открыто, нет готовых ответов, есть только путь и ориентиры. Диалог с ребенком оказывает на него многофакторные воздействия, а значит, ведет к решению различных дидактических задач. Диалоговая форма решения проблемы в ходе межличностного общения, будучи освоенной ребенком, становится одной из главных механизмов его мыслительной деятельности.

Применение диалогового метода обучения в практике школьного образования пока не нашло широкого распространения. Возможными причинами этого является дефицит времени, поскольку диалог должен быть организован в рамках существующей классно-урочной системы обучения. Психологической и дидактической базой разработки нами диалогового метода являются идеи проблемного метода обучения, личностно-ориентированного метода, педагогики сотрудничества и системно-деятельностного подхода. Обучение диалогу должно осуществляться не обособленно, а в тесном сопряжении с изучаемым программным материалом.

Опыт работы с применением диалогового метода позволил нам сформулировать определенные принципы построения комфортного обучающего пространства для его реализации в школьном обучении:

  1. Принцип открытости. Предполагает возможность добровольного вхождения и выхода ученика из диалога, вовлечение в него всех присутствующих и заинтересованных лиц.
  2. Принцип удовлетворенности средой общения. Ориентирует на уважительное отношение к позиции собеседника, даже в тех случаях, когда мнения дискурсантов существенно расходятся.
  3. Принцип согласованности. Все участники дискуссии, или, по крайней мере, большинство из них, должны быть заинтересованы и согласны вести диалог на, поставленную педагогом или школьниками, тему.
  4. Принцип синтеза обучающих методик. Диалог может затрагивать вопросы изучаемой темы учебного курса. В зависимости от их содержания и уровня рассмотрения и ситуативных обстоятельств педагог должен быть готов применить широкую номенклатуру методов обучения, или их объединять их в комплексы.
  5. Принцип «зоны перспективного развития». Предполагает обсуждение не только актуальных вопросов, значимых для «ближайшего» развития, но и более отдаленной перспективе. Поиск ответов на такие вопросы задает «вектор» интеллектуального и личностного совершенствования ученика.
  6. Принцип концептуальной целостности. Предполагает опору на положения системно-деятельностного подхода и усиления роли средств познавательной деятельности в проектировании учебного процесса. Концептуальная схема выступает как новый дидактический инструмент; сам принцип построения схемы и ее использование в познавательном процессе становится для учащегося предметом освоения. Тем самым усиливается концептуальная сторона мышления учащегося.
  7. Принцип сбережения здоровья. Диалог может затронуть важные, а в некоторых случаях и болезненные, стороны жизни ребенка. Педагогу необходимо отслеживать ситуацию развития диалога с тем, чтобы не нанести психической травмы ребенку.

Специальных приемов вовлечения детей в диалог не требуется. Дети открыты к равноправному разговору даже тогда, когда у них есть негативный опыт общения с взрослыми людьми. Число учащихся, желающих высказать свое суждение в диалектическом общении гораздо больше, чем желающих ответить на стандартный вопрос, так как, рассуждения создают познавательную мотивацию и «расшевеливают» умы учащихся. К диалогу должен быть готов педагог. Ведение диалога не зря часто называют «искусством», так как его невозможно выстраивать по строгой схеме. В его осуществлении педагогу требуется творчество и фантазия.

Дидактические и психологические условия для обучения детей методом диалогического общения предусматривают:

  1. Отказ педагога от функции единственного носителя истины, провозглашаемой в конце обсуждения. Выводы должны строится в форме приглашения на последующее продолжение разговора.
  2. Желание и готовность педагога брать на себя разнообразные роли во время занятий и создание условий для включенности в процесс обсуждения всех участников с учетом их потенциальных способностей к содержательным суждениям. Педагогу необходимо динамично менять позицию: то выступать в роли представителя «высокой» науки, то лицом, нуждающимся в разъяснении непонятных ему теоретических положений или практических вопросов.
  3. Управление диалогом со стороны педагога должно предполагать совлечения различных сфер сознания учащегося для выработки у него обоснованной позиции, а именно, житейского, проектного, научного, художественного и нравственного сознания.
  4. Культура ведения диалога исключает агрессивную речь, все участники должны получать удовольствие от ведения беседы. Стороны должны понимать и ценить креативность диалога, подходить философски к возникающим противоречиям.
  5. Методом убеждения и собственным примером педагогу необходимо показать, что принятие критики и самоирония дают наилучшую возможность для самопознания и самосовершенствования.

Эффективность реализации настоящих рекомендаций проверялась в течение ряда лет авторами в ходе обычных уроков и факультативов в общеобразовательных школах, а также на дополнительных занятиях в «Малой академии МГУ» со школьниками, - слушателями курса «Как мы познаем мир и самих себя». Контингент учащихся, которые регулярно вовлекались в диалоговые методы работы, составляли школьники 7-х – 11-х классов.

Диалог может возникнуть спонтанно в связи с возникшими обстоятельствами, связанными с личными, учебными или общественными событиями в жизни учащихся.

Эффективным приемом целенаправленного вовлечения учащихся в диалог является предложение со стороны педагога заняться таким видом творчества, как «придумывание задач». Несмотря на то, что у многих учащихся имеется далеко не блестящий опыт в решении задач, большинство с готовностью соглашаются на такой вид учебной работы. Выполнение этого задания требует разноаспектного рассмотрения задачной ситуации, рефлексии выполняемой деятельности, побуждает школьников к обсуждению проблем, касающихся как предметного содержания задачи, так и вопросов, относящихся к оценке своих способностей, осознания интересов и жизненных планов.

Еще в большей мере развертыванию межличностного диалога способствует выполнение проектной и исследовательской деятельности. Как показывает наш опыт, эмоционально насыщенные дискуссии сопровождают работу на всем ее протяжении, - от замысла до обсуждения доклада, сделанного на школьной конференции. Управление развитием способностей к диалоговой форме общения является существенным фактором повышения самостоятельности школьников, как в основном, так и в дополнительном образовании.

Наше исследование показало, что в результате, обучения школьников с применением диалогового метода уровень учебных достижений и общее отношение к учебе школьников неуклонно возрастали, а эмоциональное неблагополучие снижалось. Средний балл годовых оценок улучшился более чем на 20% . Выпускники школы успешно продолжают свое образование в средних и высших учебных заведениях.