Что такое дабро и зло. Цитаты о добре и зле. Чем является зло

Добро и Зло

Alex Gor 09.01.2013

Добро и Зло

Что есть Добро и Зло? Кто породил этих непримиримых антагонистов? Как эти две добродетели соотносятся с самой сущностью Вселенной? Добро и Зло – два начала, два источника Вселенной. Зло разрушает, а добро созидает. Ведь в этом и заключается сущность Вселенной. Созидать и разрушать. И это противостояние будет продолжаться бесконечно. Люди живут и действуют по программе, заложенной в них Вселенной. В этой программе заложены все человеческие добродетели, включая Добро и Зло. Конечно, со злом невозможно смириться, с ним надо бороться, но эта борьба никогда не принесет желанного результата. Можно прийти к печальному убеждению, что зло неистребимо. Зло и добро – это «плюс» и «минус» в энергетической Вселенной, это закон сохранения энергии. При любом раскладе, когда будет главенствовать «плюс» либо «минус», - Вселенная обречена. Преобладающую массу Вселенной составляет, так называемая, «тёмная» энергия, имеющая нулевой заряд. Так что доминант «плюса» или «минуса» разрушит Вселенную. Даже, если существует некий абсолютный вселенский разум, которого люди называют Богом, Он являет собой две стороны медали – добро и зло. Если принять это утверждение, что Бог есть единство Добра и Зла («в одном флаконе»), то станет понятным, почему Всевышний так равнодушен к деяниям Зла на Земле. Очевидно, с этим просто необходимо смириться. Этот закон Вселенной действует во всех звездных мирах, разумеется, он действует и на планете Земля. Когда-то, в середине двадцатого века, страшное Зло исходило от Германии, затем империй Зла стала огромная Россия, которой противостояла демократическая Америка. В середине двадцатого века «плюсы» и «минусы» поменялись местами. Америка превратилась в империю зла, навязывая всему остальному миру, даже силой оружия, своё представление о Добре и Зле. И только многочисленные «плюсы», разбросанные по планете, поддерживают шаткое равновесие с доминирующим американским «минусом» И этот процесс будет повторяться либо беспрерывно, либо может прерваться в любой момент и обернуться глобальной катастрофой, - если Зло возьмёт вверх над Добром… Космическая миссия человека заключается именно в том, чтобы сохранить свою родную планету и человеческую цивилизацию. Не дать Злу взять вверх над Добром. И это возможно, если человечество станет единым. Единым Братством Землян. Но не выглядит ли это несбыточной мечтой? Последние сто лет Зло явно побеждает Добро. Жестокие войны. Ужасающее загрязнение окружающей среды. Религиозные конфликты. Вырождение человека (деградация генома). Человечество «бодро» шагает к самоуничтожению. И, возможно, Всевышний (та его часть, которая воплощает Зло) решит, что настал его час.

Итак, добро и зло – две стороны одной «медали». В сердце каждого человека уживаются эти два антипода. Человек сам решает, какой добродетели следовать. Но это не значит, что со злом надо мириться. Зло можно изгнать из сердца. Надо только найти источник зла и ликвидировать его, прежде чем зло вырвется наружу. Есть много причин, порождающих зло: голод, жизненная неустроенность, слабоумие, уязвленное самолюбие, обида, месть, ложь, унижение, самовлюбленность, желание самоутвердиться, комплекс неполноценности, чрезмерные личные амбиции… Надо освободить человека от этих недостатков, и зло надолго, а, может быть, и навсегда, уснет в его сердце. Накорми человека, и он станет добрее. Обеспечь ему достойную жизнь, и у него не будет причин порождать зло. Предоставь ему возможность достойно реализовать свои амбиции, и он станет добрейшим человеком на свете. Создай такую жизнь, в которой все человеческие слабости и комплексы уйдут на второй план, станут несущественными для окружающих, и человек забудет о зле. Вот мой рецепт борьбы со злом.

Что такое доброта в понимании людей – это стремление помочь, не ожидая и не требуя ответной благодарности. Такой взгляд на суть доброты является не совсем полным, так как рассматривать это весьма абстрактное понятие можно исходя из различных точек зрения.

Что такое добро и доброта?

Понятие «доброта» напрямую связано со словом «добро», хотя второе имеет несколько значений и может, к примеру, означать любые материальные предметы, принадлежащие человеку. Добро в нравственном плане – это деяния, направленные на благо. Доброта же – это качество, присущее человеку, который творит добро. Чтобы объяснить ребенку, что такое доброта, можно рассказать бескорыстном поступке незнакомца, перечислившего средства больному ребенку, о милосердии людей, помогающих бездомным животным.

Доброта - психология

В психологии человеческая доброта рассматривается среди . Считается, что маленький ребенок не знает что такое доброта, за редким исключением у него преобладает эгоцентричность. И если доброту в малыше не воспитывать, у него будут серьезные проблемы с социализацией. У взрослых доброта людей часто вызывает недоверие и сомнения в искренности. Помимо этого, многие индивиды полагают, что добрый человек слаб, и им часто пользуются.

В чем проявляется доброта?

Про бездеятельного человека нельзя сказать, что он добр, это качество обязательно должно подтверждаться поступками. В чем проявляется и что значит доброта:

  • забота;
  • внимание;
  • поддержка;
  • бескорыстность;
  • отзывчивость;
  • добросердечность.

Список этот далеко не полный, и очень часто сложно понять, добрый поступок или нет. В идеале доброта – это комбинация активной жизненной позиции, нравственности, силы, высоких моральных качеств, а также восприятий и эмоций. В своем наивысшем воплощении доброта встречается крайне редко, самыми распространенными примерами которой являются святые, подвижники, меценаты.


Что такое добро и зло?

Добро – бескорыстная помощь, стремление сделать мир лучше, зло – это сознательное причинение боли, ущерба. Качества антагонисты – доброта и зло – присутствуют в любом человеке. Даже самые благородные и благодетельные люди признают, что борьбу со злыми побуждениями приходится вести практически постоянно. Церковь дает этому явлению такое определение: если человек задается вопросом, существует ли добро и зло – он на пути к осознанию необходимости постоянной борьбы с темными силами, живущими в каждом.

Полностью искоренить зло, живущее в человеке нереально в силу двойственности его натуры. Да и не нужно, наверное. Без зла, темноты, трусости и других отрицательных качеств нереально понять, что такое любовь и доброта, свет, мужество. По этой причине к добру и доброте многие люди приходят, лишь преодолев некий , став старше и мудрее, выделив новые приоритеты.

Существует ли абсолютное добро?

Чтобы понять, что такое абсолютная доброта в жизни человека, следует обратиться к религии. К примеру, христианство. Можно сказать, что примером абсолютной доброты является Бог, однако он может намеренно насылать на человека болезни, испытания. Их цель – привести человека к вере. Как пример абсолютной доброты можно вспомнить Иисуса, который нес людям только благо и прощение, невзирая на зло, причиняемое ему.

Истинная и ложная доброта

Проявление доброты истинной в современном обществе встречается крайне редко. Гораздо чаще можно столкнуться с ложной добротой, когда хорошие благородные поступки совершаются с ожиданием ответной благодарности или из страха. Большинство людей считает, что если помогать страждущим, в нужный момент помогут и им. Кто-то боится отказать в просьбе коллеги или руководителя. Зачастую доброту творят напоказ – этим, как правило, «грешат» политики и другие публичные лица.

Нужна ли людям доброта?

К сожалению, люди больше ценят доброту, которая направлена на них, но зачастую избегают сами творить хорошие дела, поэтому вопрос, надо ли становиться добрым человеком, возникает все чаще. Да, доброго человека могут считать «слабаком», «подхалимом» и т.д., но применение доброте можно найти. Приютить бездомного щенка, донести сумки пожилому человеку, помочь инвалиду, не пройти мимо, если обижают слабого – все это не просто доброта, это бесценные проявления лучших качеств души человека.

Для чего нужна доброта?

Гораздо больше, чем нуждающимся, доброта души важна тому, кто совершает благие поступки. Сделав что-то бескорыстное и хорошее, человек ощущает поднятие эмоционального уровня, возвышается в собственных глазах. Спустя некоторое время он, скорее всего, захочет вновь испытать эти ощущения и будет сознательно искать того, кому нужна его доброта. Через добрые поступки душа будет становиться лучше и чище. Главная опасность в таком случае – не загордиться.


Как стать добрым человеком?

Развить такие качества как доброта и милосердие легче, чем может показаться. Доброта вовсе не означает постоянно самопожертвования, которое приводит к тому, что человеком начинают пользоваться, манипулировать. Нужно открыть источник доброты в своей душе, научиться видеть тех, кому помощь и доброта необходимы. Вот что такое доброта:

  1. Смотреть неравнодушным взглядом – первое условие доброты. Только так можно увидеть чьи-то надежды, потребности и страхи.
  2. Отдавать и забывать – второе условие доброты. Помнить добро должен тот, на кого оно было направлено и, в идеале, продолжить цепочку доброты, оказав помощь очередному нуждающемуся.
  3. Отличать истинные потребности от манипулирования – третье условие доброты. Только научившись различать нуждающихся от потребителей, можно избежать разочарования и «выгорания» и творить истинную доброту, исцеляющую душу.

Начинать творить добро можно с малого. С чего начать, чтобы осознать, что такое доброта:

  • самопознание – поняв себя, можно понять и других;
  • пример добрых людей – вспомнив индивидов, которые несут добро, нужно научиться у них отношению к себе и окружающим;
  • – это источник умственного, психического и физического здоровья;
  • привычка – выработав привычку творить доброту, человек заметит множество позитивных изменений в своей жизни;
  • отсутствие осуждения – судить человека и сплетничать о нем легче всего, для взращивания в себе доброты нужно научиться ему сочувствовать и сострадать;
  • извлечение уроков из ошибок – все люди несовершенны, нужно не заниматься самобичеванием, а извлекать уроки;
  • жизнь в настоящем – человеку, нуждающемуся в помощи, нужно не только сочувствовать, но предлагать реальную поддержку;
  • оптимизм, дружелюбие – эти качества помогают увидеть в людях лучшие черты.


ЦИТАТЫ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Высшая мудрость - различать добро и зло (Сократ)

Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живет! (Шота Руставели)

Я видел в жизни много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру. (Али Апшерони)

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне (Иммануил Кант)

Неведение добра и зла - самый тревожный факт человеческой жизни. ( Марк Туллий Цицерон)

Источник зла есть тщеславие, а источник добра - милосердие... (Франсуа Рене де Шатобриан)

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)

Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (М. Саади)

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой)

Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь - это море; Из благих деяний
Построй корабль и по волнам плыви.
(Рудаки -Абу Абдаллах Рудаки)

Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды, в отличие от верующих лицемеров. (Ганс Христиан Андерсен)

Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан! (Омар Хайям)

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их. (Аристотель)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд)

Кто не замечает зла - глуп, кто не замечает добра - несчастен.
(Ежи Плудовский)


В победе зла - падение твое. В добре твоем - спасение твое. (Джами)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Людвиг Ван Бетховен)

Не обижай людей - придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
(Фирдоуси - Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси)

Всякое доброе дело несёт награду в самом себе. (А. Дюма)

Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро - спрашивайте у совести. (Н. Карамзин)

Выгода от доброго деяния - то, что ты использовал возможность его совершить. (Сенека Луций Анней )

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее - и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок. (Конфуций - Кун Цзы)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость. (Сенека Луций Анней)

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. (Л.Н. Толстой)

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло вершится без труда,
Добро творить трудней.
(Фаррухи - Абул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани)

Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. (Блез Паскаль)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)

Истинно добр только тот, кто разумен... (В.Г. Белинский)

Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей. (Хун Цзычен).

Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями (Марк Туллий Цицерон)

Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства. (Мишель Монтень)

Приносят счастье добрые дела,
Тот счастлив, кто не делал людям зла.
(Насир Хосров - Абу Муин Насир ибн Хосров ибн Фарис ал-Кабадияни ал-Марвази)

Наша совесть нам и есть лучший судья. (Н.И. Гнедич)

Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. (Л.Н. Толстой)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)

Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного. (Сократ)

Совершайте добро, пока вы существуете... (Дени Дидро)

Все, кроме доброты, - лишь блажь и суета.
Все преходяще здесь - но вечна доброта.
(Масуд Сад Салман)

Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла. (Клод Адриан Гельвеций)

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Л.Н. Толстой)

Совершать дурные поступки - низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью, - вещь обычная. Хороший человек - тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем (Плутарх)

Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. (Д.И. Фонвизин)

Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить. (Марлен Дитрих)

Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
(Низами - Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф)

Благословенны миротворцы на земле. Люби всех, доверяй избранным, не делай зла никому. (Вильям Шекспир)

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. (Мишель Монтень)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой)

Пусть слаб ты, и со злом вступить не можешь в бой,
Но сам не делай зла стоящим пред тобой.
(Аттар - Абу Хамид Мухаммед ибн Аби Бакр Ибрахим )

Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. (Тацит Публий Корнелий)

В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а причиненный злом скрытым - глубок. Когда добро очевидно, польза от него мала, а когда оно скрыто - велика. (Хун Цзычен)

В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться... - это гениальность и доброта сердечная. (Виктор Гюго)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой)

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам. (Сомерсет Моэм)

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить. (Сократ)

Есть две морали: одна - пассивная, запрещающая делать зло, другая - активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст)

Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре. (Иммануил Кант)

В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе. (Али Апшерони)

Все, что является нравственным злом, является злом и в политике. (Жан-Жак Руссо)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше (Гюстав Флобер)

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло. (Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер)

Сказку о том, что для всех добро разное, придумали очень злые люди, чтобы всех запутать. (Борис Кригер)

Один человек вместе с Богом составляет большинство (Фрэнк Бухман)

Писать - это редактировать жизнь так, чтобы в ней можно было жить (Фазиль Искандер)

Конечная задача искусства, как и религии, - очеловечивание человека (Фазиль Искандер)

Цель человечества ― хороший человек, и никакой другой цели нет и не может быть (Фазиль Искандер)

Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель. (Эпиктет)

Граница между светом и тенью - ты. (Станислав Ежи Лец)

Не делать зла - и то благодеяние. (Публий)

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому. (Аврелий Августин)

Т от, кто намерен делать добро, не должен ожидать, что люди уберут все камни с его пути; он обязан спокойно принять свой жребий и в том случае, если ему навалят новых. (Альберт Швейцер)

Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни. (Альберт Швейцер)

Добро по указу - не добро. (И.С. Тургенев)

Доброта - она превыше всех благ. (М. Горький)

Если человек не меняется к лучшему, он неизбежно меняется к худшему. (Веселин Георгиев)

Жертвовать собой позволено; жертвовать другими могут одни злые сердца. (К.М. Батюшков)

Добродетель есть обладание серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой – в недостатке. (Аристотель)

Жизнь злых людей полна тревог. (Дени Дидро)

Истинно добрый человек не видит собственного милосердия. (Али Апшерони)

Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его. (Конфуций)

Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. (Франсуа де Ларошфуко)

Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка. (Хун Цзычен)

Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот. (Публилий Сир)

Отнимите у нашего сердца любовь к добру - вы отнимите всю прелесть жизни. (Жан-Жак Руссо)

Кто доброе сеет - добро его плод,
Кто злое посеет - злодейство пожнет.
(М. Саади - Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази)

Тот, кто добр, - свободен, даже если он раб; тот, что зол, - раб, даже если он король. (Августин Аврелий)

Кто не ненавидит по-настоящему зло, тот и добра не любит по-настоящему. (Ромен Роллан)

Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. (Мать Тереза)

Некто спросил: Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром? Учитель сказал: А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром. (Конфуций - Кун-Цзы)

Доброе - это прекрасное в действии. (Жан-Жак Руссо)

Ни один злой человек не бывает счастлив. (Ювенал)

Осознать зло­­ - значит немедленно начать бороться с ним. (М.Е. Кольцов)

Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы. (Пифагор)


Прекраснейшая музыка души - это доброта. (Ромен Роллан)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе. (Эразм Роттердамский)

Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником. (Мартин Лютер Кинг)

Умереть с голоду ― событие маленькое, а утратить мораль ― большое. (Конфуций ― Кун-Цзы)

Путем зла не доходят до добра. (Вильям Шекспир)

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л.Н. Толстой)

Только сойди с пути добра - и не успеешь опомниться, как завязнешь в зле. (Л.Н. Толстой)

Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. (Генрих Гейне)

Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Генри Дейвид Торо)

Для того чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести. (Шарль Морис де Талейран-Перигор)

Так как невозможно избежать результатов наших поступков, давайте делать добрые дела. (Будда Шакьямуни)

Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого. (Пауло Коэльо)

Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей. (Ф.М. Достоевский)

Лишь малое знание уводит нас от Бога, большое вновь возвращает нас к Нему (Исаак Ньютон)

В философии “добро” и “зло” - это морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определенных классовых позиций. Под “добром” понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания. “Зло” имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. В обосновании добра и зла каждый мыслитель, по существу, отстаивал нравственную позицию того или иного класса, к которому сам принадлежал. Идеализм искал вечные и неизменные основания добра и зла, усматривая их в божественной воле или абсолютном духе. Представители домарксовского материализма чаще всего находили источник добра и зла в абстрактной природе человека, в его стремлении к наслаждению, к счастью. Даже те из них, кто связывал нравственность с условиями жизни и воспитания человека, объявляли представления о добре и зле вечными и неизменными. Фактически же под “внеисторической человеческой природой” всегда скрывались социально обусловленные черты, свойственные представителям определенной социальной общности. Поэтому в обосновании добра и зла каждый мыслитель, по существу, отстаивал нравственную позицию того или иного класса. “Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому” (К. Маркс, Ф. Энгельс). Но изменения эти не являются результатом произвола, не зависят лишь от мнения субъекта. Их источник коренится в условиях жизни общества, и в силу этого они носят объективный характер. Поступки людей оцениваются как добро или зло соответственно тому, способствуют они или препятствуют удовлетворению исторических потребностей общества в целом, т.е. интересам прогрессивного класса, выражающего эти потребности. Представления о добре и зле выражаются через совокупность конкретных нравственных требований, определяющих нормы поведения людей в конкретном историческом обществе. Еще на зоре развития человеческой цивилизации параллельно возникли и формировались мораль и религия. Моральные нормы дают людям возможность оценивать свои и чужие поступки, сопоставлять их с эталоном, направлять и регулировать отношения с другими людьми. Простые нормы морали - представления людей про добро, зло, долг, счастье, справедливость - передаются от поколения к поколению. Естественно, они конкретно исторически обусловлены, на них отражаются противоречия тех или иных периодов жизни общества, социальные катаклизмы. Но общая гуманистическая основа остается неизменной. Мораль одинаково требовательно относится ко всем людям.

Добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Из этого следует суждение о том, что не является благом бесполезное, никому не нужное или вредное. Однако необходимо уточнить, что благо есть не сама польза, а лишь то, приносит пользу; так и зло – не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.

Благо может существовать в виде самых различных вещей и состояний: это может быть книга, пища, отношение к человеку, технический прогресс и справедливость. У всех вышеозначенных понятий есть один объединяющий их признак: они имеют положительное значение в жизни человека, они полезны для удовлетворения его потребностей – бытовых, социальных, духовных.

Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такового, что было бы только полезным. Благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и в старости). Кроме того, не все то, что полезно одному человеку, бывает полезно другому. Так, социальный прогресс, принося обществу определенные и немалые блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победа над неизлечимыми болезнями, демократизация общественных отношений и прочее), оборачивается зачастую столь же немалыми бедствиями (изобретением средств массового уничтожения, войнами за обладание материальными благами, техническими катастрофами) и сопровождается проявлением самых низменных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства).

Этику интересуют не любые, а лишь духовные блага, к которым относятся и такие высшие нравственные ценности, как свобода, справедливость, любовь, счастье. В этом ряду Добро – это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Иными словами, смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступки имеют к благу.

Добро, как и зло, является этической характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. А поскольку высшее благо – это совершенствование отношений в обществе и совершенствование самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способствует этому, - добро; все, что препятствует, - зло.

Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, мы можем определить критерии добра. Это, прежде всего то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности – самораскрытию, самореализации личности. В этом случае еще одним критерием добра и одновременно – условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступает гуманизм как «абсолютная цель бытия» (Гегель).

И тогда добро – это все, что связано с гуманизацией человеческих отношений: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку; это научно-технический, социальный, культурный прогресс – не только в тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.

Таким образом, в категории Добра воплощаются представления общества о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии Зла – представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

Как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это добро потенциальное. Не является добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов.

Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. Так, благая цель – обеспечение порядка и безопасности граждан не оправдывает, с моральной точки зрения, применения смертной казни в обществе.

Как качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения – в виде доброты и злобы. Доброта, с одной стороны, - линия поведения (приветливая улыбка или вовремя произнесенная любезность). С другой стороны, доброта – это точка зрения, сознательно или невольно исповедуемая философия, а не природная склонность. Кроме того, доброта не исчерпывается сказанным или сделанным. В ней – все существо человека. Добрый человек всегда отзывчив, внимателен, сердечен, способен разделить чужую радость, даже когда озабочен собственными проблемами, усталостью, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Добрый человек излучает тепло, щедрость и великодушие. Он естественен, доступен и отзывчив, при этом он не унижает своей добротой и не ставит никаких условий

Итак, Добро, в широком смысле слова, как благо, означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту, либо сам этот стандарт. В живой речи слово «добро» употребляется для обозначения самых различных благ.

К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, меть, высокомерие, злодеяние. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, оно возбуждает у человека желание того, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в глазах окружающих. Зависть побуждает личность совершать аморальные поступки. Не случайно зависть считается одним из самых тяжких грехов в христианской религии, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Высокомерие, на каких достижениях или заслугах оно бы ни было основано, также считается одним из проявлений зла. Оно характеризуется неуважительно-презрительным, надменным отношением к окружающим (ко всем или к отдельной личности, в частности). Противоположны высокомерию скромность и уважение к людям.

Одно из самых острых проявлений зла – месть (разновидностью ее является укоренившаяся в традициях некоторых народов кровная месть).

Дифференциация культуры выделяет различные планы в общем понятии Зла:

· Космический план (зло как безличный хаос, угрожающий мировому порядку).

· Социальный (зло, выступая в облике общественной силы – слоя, группы, личности, - противопоставляет себя целому и разлагает его).

· Человеческий (зло как дисгармония телесных и духовных качеств личности).

Итак, хотя по императивно-ценностному содержанию, добро как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно.

Согласно одной точке зрения, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве.

Согласно другой точке зрения, действительным абсолютным мировым началом является божественное добро, а зло – результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе.

В отношении к Бытию зло есть ничто. Таким образом, добро, будучи относительным, в противопоставленности злу, абсолютно в исполненности совершенства; зло – всегда относительно. Этим объясняется тот факт, что в ряде философско-этических концепций (Августина, В. Соловьева, Д. Мура) Добро рассматривалось как высшее и безусловное моральное понятие.

В той мере, в какой добро понимается как абсолют, всеединство, источник зла усматривается в самом человеке, в его первородной греховности, в естественном изначальном эгоизме (Гоббс, Зиммель). Согласно третьей точке зрения, противоположность Добра и зла опосредована – Богом (Л. Шестов), «высшей ценностью» (Н. Бердяев), а онтологически и аксиологически Добро не является конечным понятием.

Общее определение морального понятия добра складывается из “внешнего” и “внутреннего”.

“Внешнее” определение морального добра отвечает на вопрос: какова функция (или назначение) добра в жизни людей? Для чего нужно людям делать добро друг другу?

“Внутреннее” определение отвечает на вопрос: что такое добро и какое деяние человека следует считать добродеянием?

“Внешнее” определение : добро есть такая форма отношения между людьми, которая осуществляет нравственную связь, духовное единение между ними .

Зло, будучи антидобром, препятствует возникновению духовной связи или разрывает уже существующую.

Такие виды нравственной связи, как дружба, товарищество, братство были бы невозможны, если бы люди не делали друг другу добро.

“Внутреннее” определение : добро в моральном смысле -- это бескорыстная помощь, за которую человек не ожидает вознаграждения .

Это определение добра вытекает из положительной формулировки золотого правила поведения. В самом деле, пожелание поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой , относится исключительно к тем случаям, когда возникают условия-предпосылки для оказания бескорыстной помощи. Все остальные виды помощи, поддержки, содействия, услуги не требуют соблюдения этого правила.

Зло в моральном смысле -- это неспровоцированное нанесение вреда, ущерба кому-либо вплоть до убийства.

Зло означает разрушение. Не случайно то, что литературные образы-символы зла -- гётевский Мефистофель и лермонтовский Демон -- несли с собой смерть и разрушение. В частности, Мефистофель погубил Маргариту, а Демон -- Тамару.

Если созидание преобладает над разрушением, то, следовательно, добро побеждает зло, добра больше, а зла меньше.

Характеристика добра состоит из двух частей: 1) бескорыстная и 2) помощь.

Смысл первой части ясен. Попробуем объяснить, что такое помощь. Человеческая помощь весьма многообразна. В словарях русского языка значение слова “помощь” раскрывается различными поясняющими словами:

  • 1. Содействие в чем-либо, в какой-либо деятельности.
  • 2. Поддержка в чем-либо.
  • 3. Защита, выручка, спасение.

Из этих пояснений видно, что помощь имеет различную степень значимости для тех, кому она предназначена.

Наиболее значимой является помощь-спасение . Такая помощь предотвращает трагический исход. Как правило, она совершенно необходима спасаемому и без нее он не смог бы предотвратить трагический исход. Элементарный пример помощи-спасения: помощь утопающему.

Тревожно настроенные, мнительные люди, алармисты склонны преувеличивать значение помощи-спасения в отношениях между людьми и вообще в жизни человека. Некоторые из них просто одержимы идеей-манией спасения -- себя и других, всего человечества. Именно такие люди в свое время развили идею индивидуального и всеобщего спасения до масштабов целой религии -- христианства. Центральный персонаж этой религии -- Иисус Христос -- физически воплощает, олицетворяет идею спасения.

Преувеличенное отношение к спасению ничего кроме вреда принести не может. Ведь оборотной стороной идеи спасения является представление о чрезвычайщине, о том, что люди якобы живут ненормально, подвергают себя смертельной или иной губительной опасности. Конечно, чрезвычайные (ненормальные) обстоятельства порой случаются в жизни людей. Но они достаточно редки. Об этом свидетельствует опыт человечества. Две тысячи лет прошло со времени возникновения самой спасающей религии, а люди живут -- и живут более или менее нормально. Более того, они развиваются, плодятся, размножаются, улучшают свою жизнь, сами совершенствуются. Так кого же спасал Иисус Христос? Идея спасения в христианской религии давно девальвировалась до довольно-таки обыденной вещи, такой как спасибо (от Спаси Бог до спасибо!). Этого можно было ожидать. Нормальные люди, придерживающиеся христианских представлений, не могут жить в постоянном напряжении-ожидании (конца света, чуда спасения и т. п.). Только некоторые из них, фанатики спасения, время от времени будоражат общество своим кликушеством. Маленькие христосики способны повести за собой лишь небольшие группы людей, презрительно именуемые в народе сектами (отколовшимися). Широкий путь жизни несовместим с узкой идеей спасения.

По моему мнению, никого не надо спасать. Правильно сказал один философ: пока нас спасают -- будем погибать. Спасители человечества -- самые опасные люди.

Если кого-то действительно надо спасать, то это очень плохо. Это значит, что спасаемый попал в чрезвычайные обстоятельства и сам уже не способен вырваться из их лап.

Когда ты встречаешь человека где-нибудь на улице, в незнакомом месте, общаешься с ним в связи с тем или иным делом, то заранее настроен на то, что перед тобой нормальный, порядочный, добрый человек, такой же как ты. В итоге создается непринужденная атмосфера доверия, взаимопонимания, согласия. Конечно, при таком подходе есть вероятность, что ты можешь нарваться на злого, дурного человека и обмануться в своем доверии, добром благорасположении. Но это лучше, чем если ты заранее будешь предполагать в партнере по общению злого-дурного человека и относиться к нему настороженно-подозрительно. Потому что наша жизнь протекает и дела делаются, как правило, в контакте-сотрудничестве с другими людьми и вечное недоверие-подозрительность только мешают нормальной жизни и делам. Вот почему в человеческом общении лучше ошибиться в сторону доверия, чем недоверия.

Когда ты убежден, что человек по своей природе добр, то и себя однозначно оцениваешь как доброго человека, т. е. относишь себя к доброму большинству человечества. Отсюда и стиль поведения: постоянная готовность делать добро, оказывать помощь людям, открытый и доброжелательный характер, искренность и честность, деликатность и такт.

Считать себя хорошим и стремиться быть лучше -- одно не исключает другое, как не исключают друг друга хорошая и отличная оценки в учебе. Ты хорошо учишься, но это не значит, что ты не можешь учиться еще лучше. На этот счет есть мудрая поговорка «лучшее -- враг хорошего».